Image not available
Image not available

ООО "Специализированное Снабжение"

(812) 384-68-94, (953) 159-2653
(812) 986-64-61

Глава 5
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

§ 1. Устройство и работа
В четырехтактных дизельных двигателях применяют клапанный
механизм газораспределения, который предназначен для своевременной
подачи в цилиндры воздуха и для выпуска из них отработавших газов. Для
этого клапаны в определенные моменты открывают и закрывают впускные
и выпускные каналы головки цилиндров, которые сообщают цилиндры
двигателя с впускным и выпускным трубопроводами.
Механизм газораспределения

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

(рис. 20) включает в себя клапаны 7 с
пружинами 3, распределительный (кулачковый) вал 75, детали, передающие
движение от вала клапану, и распределительные шестерни. В передаточные
детали входят толкатели, штанги, коромысла и оси коромысел со стойками.
Механизм газораспределения работает следующим образом. Вращение
коленчатого вала передается через

распределительные шестерни на распределительный вал. Кулачок 8
распределительного вала набегает на толкатель 7 и поднимает его вместе со
штангой 6. Она, действуя через регулировочный винт 5, поднимает один
конец коромысла, а другой опускает вместе с клапаном 1. Пружины 3
сжимаются. Когда кулачок распределительного вала сходит с толкателя,
давление коромысла на клапан прекращается и он под действием пружин
плотно закрывает гнездо.
Впускной и выпускной клапаны по конструкции оди-
наковые, но отличаются размерами тарелок. Диаметр тарелки впускного
клапана больше, чем диаметр тарелки выпускного. Для большей
износостойкости клапаны изготавливают из легированной стали: впускной
— из хромистой, а выпускной — из сильхромовой (жароупорной).
Края тарелок выполнены под углом наклона 45°. Их рабочие части
(фаски) притирают к краям отверстия (седлам) в головке цилиндров.
Ширина притертой полоски 1,5...2,5 мм. На нижней поверхности тарелки
имеется прорезь, в которую устанавливают наконечник приспособления для
притирки клапана. Переход от тарелки к стержню плавный.
В верхней части стержня клапана предусмотрена выточка для установки
конических сухариков 12, с помощью которых клапан прочно держится в
тарелке 13 пружин. Стержень клапана входит в чугунную направляющую
втулку 2, запрессованную в отверстие головки цилиндров. На стержни
устанавливают стопорное кольцо 14, предотвращающее выпадение клапана
из втулки в цилиндр при обрыве стержня.
Коромысло клапана изготавливают из стали. Оно представляет
собой двуплечий рычаг с отверстием в средней части. На одном плече
имеется утолщение, называемое бойком. Его рабочая часть отполирована и
закалена. На другом плече расположено отверстие с резьбой, в которое
ввернут регулировочный винт со сферической выемкой для верхнего
наконечника штанги. Регулировочный винт 5 необходим для регулировки
теплового зазора между клапаном и коромыслом. Для предотвращения
самопроизвольного отвертывания этого винта служит контргайка, на-
ходящаяся на его верхнем конце. В центральное отверстие коромысла
запрессованы втулки, на которых оно свободно поворачивается на
пустотелых стальных осях 9.
Через внутренние отверстия осей, соединенных втулкой, проходит масло
для смазывания клапанов, кулачков распределительного вала и
передаточных деталей. Напротив втулок и коромысел в осях расположены
радиальные сверления. На их наружную поверхность надевают пружины,
предотвращающие смещение коромысел вдоль оси. Оси коромысел
закреплены в стойках 10, которые крепят к головке цилиндров шпильками и
гайками.
Штанга представляет собой тонкий стальной пруток с закаленными
концами.

Толкатель изготовлен из стали. Он имеет форму стакана. Оси
толкателей смещены относительно кулачков и во время работы по-
ворачиваются, что обеспечивает их равномерный износ.
Распределительный вал стальной. На нем находятся три
опорные шейки и восемь кулачков. Два крайних и два средних кулачка 16
служат для открытия выпускных, а остальные - для открытия впускных
клапанов. Определенное расположение кулачков соответствует порядку
работы двигателя. Для удобства установки вала диаметры опорных шеек,
начиная с передней, должны последовательно уменьшаться.
Фазами газораспределения называют продолжительность открытия
клапанов. Их выражают в градусах поворота коленчатого вала
относительно мертвых точек. На диаграмме (см. рис. 20, 6) видно, что
клапаны открываются с опережением, а закрываются с запаз

дыванием. Это необходимо для наиболее полной очистки цилиндров от
отработавших газов и лучшего наполнения цилиндров чистым воздухом,
что ведет к повышению мощности двигателя. Углы, показанные на
диаграмме, зависят от взаимного расположения кулачков, их профиля и
значения зазора между клапанами и коромыслами.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ Распределительные шестерни (рис. 21) стальные, косозубые
(за исключением шестерен 1 и 3, которые имеют прямые зубья). Они
размещены в картере шестерен и предназначены для передачи вращения от
коленчатого вала на распределительный вал и валы топливного,
гидравлического и масляного насосов. Вращение от коленчатого вала на
распределительный вал и вал топливного насоса передается через
промежуточную шестерню 6, которая свободно вращается на оси,
запрессованной в блок-картер. В центральное отверстие промежуточной
шестерни запрессована бронзовая втулка.
От осевого перемещения промежуточная шестерня удерживается
шайбой, закрепленной болтами к торцу оси. Вследствие того что у
четырехтактных двигателей распределительный вал и вал топливного
насоса должны вращаться в 2 раза медленнее коленчатого, их шестерни
имеют в 2 раза больше зубьев, чем шестерни коленчатого вала.
Для согласования начала открытия и закрытия клапанов с определенным
положением поршней в цилиндрах шестерня 5 зафиксирована на
распределительном валу штифтом, запрессованным во фланец вала, и
установлена с шестерней 2 коленчатого вала и шестерней 7 топливного
насоса по меткам относительно положения шестерни промежуточного вала.
§ 2. Декомпрессионный механизм
Чтобы прокрутить коленчатый вал дизеля во время регулировки его
механизмов или при пуске, требуется затратить значительные усилия на
преодоление сопротивления воздуха, сжимаемого в цилиндрах. Для
уменьшения этого сопротивления на двигателях применяют
вспомогательный декомпрессионный механизм (декомпрессор), с помощью
которого приоткрываются клапаны и из цилиндров при такте сжатия воздух
выходит в атмосферу. Благодаря этому значительно снижается усилие,
необходимое для вращения коленчатого вала. Декомпрессионный механизм
входит в систему пуска двигателя, но конструктивно он объединен с
механизмом газораспределения.
Декомпрессионный механизм, воздействующий на коромысла.

 

 

 

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Такой механизм состоит из двух соединенных валиков (рис. 22, а и б),
установленных над коромыслами, и рычага 5 с фиксатором. На валиках 3
против клапанов имеются винты 4. При выключенном положении
декомпрессионного механизма головки винтов на валиках обращены вбок и
не мешают нормальной работе распредели

тельного механизма. Когда декомпрессор включают в работу, валики
поворачиваются и головками винтов нажимают на длинные плечи
коромысел 2, открывая клапаны 1.
В рабочем положении валики декомпрессора фиксируются защелкой с
пружиной. Опускание клапана регулируют поворотом винта 4 в валике.
Декомпрессионный механизм, воздействующий на толкатели. Этот
механизм включает в себя четыре валика 12 (рис. 22, в), концы которых
установлены в кольцевых выточках толкателей 13, рычаг 5 и
соединительные детали. На каждом валике 12 выполнена лыска. Если
лыски валиков направлены вверх (декомпрессор выключен), то толкатели
свободно перемещаются и распределительный механизм работает
нормально. Когда рукоятку декомпрессора устанавливают во включенное
положение, валики поворачиваются лыска-ми вбок и концы валиков
цилиндрической поверхностью поднимают толкатели впускных клапанов,
клапаны опускаются и во всех цилиндрах компрессия исчезает.
В отличие от декомпрессионного механизма, воздействующего на
коромысла, в механизме, воздействующем на толкатели, опускание
клапанов не регулируют.

§ 3. Техническое обслуживание. Возможные неисправности

На нормальную работоспособность механизма газораспределения
влияют затяжка головок цилиндров и стоек коромысел, исправное
состояние всех деталей, установка распределительных шестерен по меткам
и правильная регулировка зазоров между клапанами и коромыслами.
Своевременность открытия и закрытия клапанов может быть нарушена
из-за неотрегулированного зазора между клапанами и коромыслами. При
слишком малом или большом зазоре снижается мощность двигателя и
увеличивается удельный расход топлива. При малом зазоре клапан
горячего двигателя неплотно сидит в гнезде из-за удлинения стержня
клапана при нагревании, что приводит к быстрому выгоранию фасок
клапана и седла.
При большом зазоре уменьшается продолжительность открытого
состояния клапана и слышится металлический стук в зоне расположения
клапана, сопровождаемый интенсивным износом бойка коромысла и
стержня клапана.
Зазоры между клапанами и коромыслами регулируют при ТО-2 в такой
последовательности. Колпак головки цилиндра очищают от пыли и
снимают. После подтяжки крепления стоек, вращая коленчатый вал,
определяют по движению коромысел клапанов окончание тактов впуска
(когда закроется впускной клапан) и начало такта сжатия в первом
цилиндре.
Коленчатый вал вращают до прихода поршня в в.м.т. Для этого
используют шпильку, которую устанавливают в отверстие картера
маховика.
При такте сжатия замеряют зазор между стержнем клапана и бойком
коромысла. Если зазор нарушен, то его регулируют отверткой, гаечным
ключом и щупом. Для этого отпускают контргайку 2 (рис. 23) регулиро-
вочного винта, поворачивают винт 3 до получения необходимого зазора,
который контролируют щупом 5.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ После того как будет затянута контргайка, зазор проверяют щупом
вторично.
Если на двигателе установлен регулируемый декомпрессионный
механизм, то одновременно регулируют декомпрессор первого цилиндра. Валик 3 (см. рис. 22, б) устанавливают так, чтобы оси винтов 4
были расположены вертикально. Ослабляют контргайку и вывертывают
винт так, чтобы он отошел от коромысла. Затем винт завертывают до
касания бойка коромысла с клапаном. После этого завертывают винт на
один оборот и затягивают контргайку.
Последовательно поворачивая коленчатый вал четырехцилиндрового
двигателя на пол-оборота, регулируют зазоры между клапанами и
коромыслами, а также декомпрессор во всех остальных цилиндрах в
порядке их работы.
После регулировки зазоров между клапанами и коромыслами и
декомпрессионного механизма устанавливают на место колпак головки
цилиндров. Утечка масла из-под колпака головки цилиндров недопустима.
В процессе эксплуатации тракторов могут возникнуть следующие
неисправности механизма газораспределения (табл. 2).

 

 

 

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Get Adobe Flash player

прейскурант на ремонт тракторов в санкт-петербурге

Гусеницы и пальцы для гусениц со склада в Санкт-Петербурге

Гусеницы для тракторов и спецтехники в Санкт-Петербурге

Rambler's Top100
Truck Region - каталог сайтов коммерческой техники!