Image not available
Image not available

ООО "Специализированное Снабжение"

(812) 384-68-94, (953) 159-2653
(812) 986-64-61

Глава 6
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

§ 1. Классификация. Схема работы системы
Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и
поддержания нормального температурного режима работы двигателя, что
достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости
(жидкостное охлаждение) или окружающего воздуха (воздушное
охлаждение).
Двигатели с жидкостным охлаждением.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

В систему жидкостного ох-
лаждения входят водяная рубашка 6 (рис. 24, а) охлаждения блока и
головки цилиндров, радиатор 2, водяной насос 9 и вентилятор J, а также
вспомогательные устройства: водораспределительный канал 8, термостат 4,
соединительные шланги, краники слива и термометр 5.
При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого
вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды, т.е.
под воздействием разности температур вода циркулирует из водяной
рубашки 7 цилиндра пускового двигателя в его головку, а затем
направляется в водяную рубашку 6 головки блока основного двигателя.
Отдав последней теплоту, вода по соединительному патрубку поступает
опять в рубашку цилиндров пускового двигателя.
Во время работы основного двигателя действует принудительная
циркуляция воды в системе охлаждения. Она создается центробежным
водяным насосом Р, который забирает воду из нижнего бака радиатора и
нагнетает под давлением в водяную рубашку головки цилиндров. По
каналам потоки воды движутся к перемычкам клапанных гнезд,
подверженным наибольшему нагреву. В холодном двигателе вода
направляется термостатом 4 из водяной рубашки к водяному насосу (по
малому кругу), минуя радиатор Дав прогретом — в верхний бак
радиатора (по большому кругу). Проходя из верхнего бака радиатора в
нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается потоком воздуха.
Он создается вентилятором 3 и поступает между трубками. Из нижнего
бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку
двигателя.

Благодаря высокой скорости движения создается небольшая
(4...7°С) разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и
входящей в нее, что создает благоприятные условия для равномерного
охлаждения двигателя.
На двигателях применяют закрытую систему охлаждения. Она характе-
ризуется тем, что радиатор герметически закрыт и только при повышенном
или пониженном давлении он сообщается с атмосферой через паро-
воздушный клапан. В такой системе можно достичь более высокой тем-
пературы кипения воды, что благоприятно влияет на условия работы двига-
теля. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в ре-
зультате испарения.
Двигатели с воздушным охлаждением. Теплота отводится от деталей в
результате принудительного обдува воздухом цилиндров и их головок, для
чего служит осевой вентилятор, состоящий из ротора 12 (рис. 24, б) с
большим числом лопастей и неподвижного направляющего аппарата 77.
Вращаясь с большой частотой, ротор нагнетает воздух под возду-
хораспределительный кожух 13. Оттуда он поступает направленно к
охлаждающим ребрам 75 цилиндров и их головкам 18, забирает у них
теплоту и выходит в атмосферу на противоположную сторону.
По сравнению с системой жидкостного охлаждения система воздушного
охлаждения имеет следующие преимущества: простота и

удобство в эксплуатации; меньшая масса двигателя; быстрый прогрев в
холодное время года. К недостаткам относятся: большая теп-
лонапряженность отдельных деталей двигателя вследствие их не-
равномерного охлаждения; большой расход мощности двигателя на привод
вентилятора. Вот почему двигатели с системой воздушного охлаждения
устанавливают на машины с малой мощностью.
§ 2. Устройство системы жидкостного охлаждения
Радиатор. Для охлаждения воды, поступающей из водяной рубашки
двигателя, служит радиатор. Он состоит из верхнего и нижнего баков,
сердцевины и деталей крепления. Для лучшей проводимости теплоты баки
и сердцевина изготовлены из латуни.
В сердцевине размещен ряд тонких пластин, сквозь которые проходит
множество плоских вертикальных трубок, припаянных к ним. Вода,
поступающая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число
струек. При таком строении сердцевины вода интенсивно охлаждается
благодаря увеличению площади ее соприкосновения со стенками трубок.
Верхний и нижний баки соединены патрубками с рубашкой охлаждения
двигателя. В нижнем баке и блоке цилиндров размещен краник для слива
воды из радиатора и блока.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака,
закрываемую крышкой 6 (рис. 25). В этой системе предусмотрено двойное
регулирование теплового режима двигателя: шторкой (или жалюзи) и
термостатом.
Шторка 14 радиатора представляет собой полотно, один конец которого
закреплен на барабане, а другой присоединен к нижней части радиатора.
Шторку поднимают и опускают из кабины тросом.
Вместо шторки иногда применяют жалюзи створчатого типа. Они
состоят из набора пластин 75, которые шарнирно закреплены в планке.
Водяной насос и вентилятор. Водяной насос центробежного типа
объединен с вентилятором в одном блоке, который через уплотни-тельную
прокладку прикреплен к площадке на передней стенке блок-картера.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

В корпусе 1 (рис. 26) насоса на шариковых подшипниках установлен валик 3.
На его переднем конце закреплен шкив 9 с помощью шпонки и гайки. К его
торцу привернута крестовина, на которой прикреплены лопасти 13
вентилятора. При работе двигателя шкив получает вращение от
коленчатого вала через ремень 16. Лопасти, расположенные под углом к
плоскости вращения, забирают воздух от радиатора, создавая разрежение
внутри кожуха вентилятора. Благодаря этому холодный воздух проходит
через сердцевину радиатора, отнимая у него теплоту.
На заднем конце валика 3 жестко посажена крыльчатка 2 водяного
насоса, которая представляет собой диск с равномерно расположенными на
нем криволинейными лопатками, направляющими воду из нижнего бака радиатора в водяную рубашку двигателя через
полость нагнетания Б.
На заднем конце валика предусмотрено сальниковое уплотнение,
которое не пропускает воду из водяной рубашки двигателя. В уплотнение
входят текстолитовая уплотняющая шайба и резиновая манжета, которая
прижимается пружиной к упорной втулке.
Корпус насоса имеет патрубок, который соединяет полость всасывания
А водяного насоса с нижним патрубком радиатора. Подшипники
смазываются через масленку 4, ввернутую в корпус. Самоподжимные
сальники 11 предотвращают утечку солидола из корпуса.
Термостат. Для автоматического регулирования температуры воды
служит термостат.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ


На рис. 27 изображен жидкостный термостат. Он изготовлен из латуни
и включает в себя сильфон (гофрированный латунный цилиндр),
заполненный раствором этилового спирта с эфиром, и закрепленные на нем
основной и вспомогательный клапаны.
Главный недостаток жидкостных термостатов - чувствительность к
изменению давления в системе, что делает их работу нечеткой. У
термостатов с твердым наполнением этот недостаток отсутствует.
На двигателях применяют двухклапанные термостаты с твердым
наполнителем - церезином (нефтяным воском). При температуре 70...83°С
церезин плавится и, расширяясь, перемещает клапан 3, который
открывается. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры церезин затвердевает и
уменьшается в объеме. Под действием возвратной пружины основной
клапан 3 закрывается, а перепускной клапан 8 открывает боковые
отверстия, и вода циркулирует по малому кругу, минуя радиатор.
На некоторых двигателях не предусмотрена установка термостата в
системе охлаждения.
Паровоздушный клапан. С помощью этого клапана внутренняя
полость радиатора сообщается с атмосферой.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Он смонтирован в крышке 6
(рис. 28) заливной горловины радиатора. Клапан состоит из парового
клапана 1 и размещенного внутри него воздушного клапана 4. Паровой
клапан под действием пружины 2 плотно зак

рывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе
повышается до предельного значения (для данного двигателя), то под
давлением паровой клапан открывается и избыток пара выходит наружу.
Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается
разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор попадает
атмосферный воздух. Воздушный клапан закрывается под действием
пружины 5, когда давление воздуха внутри радиатора уравновешивается с
атмосферным.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости служат
сигнальная лампа и дистанционный термометр. Лампа и указатель
термометра помещены на щитке приборов, а их датчики могут быть
расположены в головке цилиндров, водоотводящей трубе, впускном
трубопроводе или верхнем баке радиатора.
§ 3. Устройство системы воздушного охлаждения
Систему воздушного охлаждения двигателя применяют для отвода
теплоты от цилиндров, их головок и масляного радиатора смазочной
системы.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Масляный радиатор расположен с правой стороны двигателя.
В систему охлаждения входят ребра охлаждения цилиндров 12 (рис. 29)
и их головок 10, вентилятор, съемный кожух 9, дефлекторы и приборы
контроля работы системы.
Вентилятор состоит из рабочего колеса (ротора) 8 и неподвижного
направляющего аппарата 7, отлитых из алюминиевого сплава. На роторе
имеются восемь радиально расположенных лопаток, а на направляющем
аппарате - 23 лопасти переменного сечения, равномерно размещенные по
окружности. Ротор закреплен на одном валу 6 со шкивом 4, который
приводится во вращение клиновидным ремнем 2 от шкива коленчатого
вала. Вал 6 вращается на двух шариковых подшипниках одноразового
смазывания, установленных в ступице направляющего аппарата.
Последний прикреплен к кронштейну крышки распределительных
шестерен.
Вентилятор подает в систему охлаждения около 30 м3 воздуха за 1 мин.
Этого количества воздуха достаточно для нормальной работы двигателя,
когда температура окружающего воздуха 40 °С. Чтобы в вентилятор не
попадали посторонние предметы, на направляющий аппарат надевают
быстросъемную защитную сетку 5.
Воздух, нагнетаемый вентилятором, направляется кожухом в
межреберное пространство цилиндров и головок.
Тепловое состояние двигателя с воздушным охлаждением регулируют
дроссельным диском, установленным под защитную сетку 5 вентилятора
(на входе охлаждающего воздуха в вентилятор), а также включением и
отключением масляного радиатора переключателем, расположенным на
корпусе центрифуги. В холодное время года (при установившейся
температуре 5°С и ниже) масляный радиатор отключают от смазочной
системы, а диск крепят под защитную сетку вентилятора. При
установившейся температуре окружающего воздуха выше 5°С радиатор
включают в смазочную систему двигателя, а диск снимают с вентилятора.
Показатель работы системы воздушного охлаждения - температура
масла в картере двигателя, контролируемая термометром, расположенным
на щитке приборов. Там же находится красная лампа, которая загорается
при обрыве ремня вентилятора.
§ 4. Техническое обслуживание. Возможные неисправности
Для достижения работоспособного состояния системы охлаждения
необходимы: оптимальная температура охлаждающей жидкости (85...95°С)
или оптимальная температура масла (55...100°С); хорошая
теплопроводность стенок водяной рубашки и трубок радиатора; наличие
регулируемого потока воды и воздуха.
При снижении температуры охлаждающей жидкости от оптимального
значения на 30...40°С увеличивается расход топлива на 5... 10%. В
результате длительной работы двигателя с перегревом охлаждающей
жидкости нарушается смесеобразование, что приводит к неполному износу
трущихся деталей двигателя.
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо
выполнять следующие правила.
В систему жидкостного охлаждения следует заливать чистую, же-
лательно мягкую воду. Признак мягкой воды - способность хорошо
мылиться. К наиболее простым способам смягчения жесткости воды,
взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер, относятся:
предварительное кипячение; добавление соды или антинакипинов
(например, 10... 12 мг тринатрий фосфата на 1 л воды).
Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака. Во время
работы нельзя допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней
плоскости заливной горловины.
Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно
постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года
нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель: от резкой
смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться
трещины.
Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что
приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании
воды ее объем увеличивается. Вследствие этого стенки блоков цилиндров,
головки и трубок радиатора разрываются. Поэтому перед длительной
стоянкой воду из системы охлаждения необходимо слить.
Следует помнить, что у V-образных двигателей воду сливают через три
краника (два на блоке цилиндров и один на радиаторе), а У рядных - через
два (из блока цилиндров и радиатора).
Желательно в зимнее время в систему охлаждения заливать антифриз,
самый распространенный из которых Тосол А-40М. Он предназначен для
круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет.
Антифриз при нагревании расширяется больше, чем вода, потому в
систему его не доливают примерно 2 л. При понижении Уровня антифриза
в радиаторе, если не было его утечки через

неплотности, доливают воду, так как она испаряется из антифриза.
Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в
желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать
жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а так*
же курить и принимать пищу во время работы с ним.
При ЕТО проверяют уровень воды в радиаторе. Открывая крыш* ку
заливной горловины радиатора перегретого двигателя, следует оберегать
лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться
из горловины. Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе
водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного
устройства насоса износились и их следует заменить.
При ТО-1 смазывают подшипники водяного насоса. Для этого
необходимо очистить масленку от пыли и нагнетать солидол 3...4 раза
шприцем.
Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением
ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в его
средней части с определенным усилием образуется прогиб. Натяжение
ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или
специальным натяжением роликом.
В последнем случае ослабляют контргайку и ввертывают натяжной болт
15 (см. рис. 26), после чего гайку плотно затягивают.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

При установке новых
ремней через 3...4 ч работы дизеля их повторно подтягивают.
Следует иметь в виду, что при чрезмерном натяжении ремня
вентилятора возникает преждевременный износ подшипников и ремня, а
при слабом натяжении - перегрев двигателя и повышенный износ ремня.
При ТО-3 необходимо промыть систему охлаждения специальным
раствором.
Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой используют
раствор каустической соды (100 г соды и 15 г керосина на 1 л воды). Сняв
термостат, заполняют систему охлаждения раствором и прогревают
двигатель. По истечении 10 ч снова пускают двигатель и, прогрев его на
малой частоте вращения коленчатого вала около 15 мин, останавливают.
Отъединив нижний шланг, сливают раствор и промывают систему
охлаждения чистой водой для удаления шлама.
В двигателях с воздушным охлаждением нужно очистить защитную
сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и головок.
При СТО проверяют работу термостата и термометра. Термостат
вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При
температуре 70 °С отверстие основного клапана термостата начинает
открываться, а при температуре 85 °С оно полностью откроется. Показания
дистанционного термометра сравнивают с показателями жидкостного
термометра, опущенного в заливную горловину радиатора.

1. В процессе работы могут возникнуть следующие неисправности
системы охлаждения (табл. 3).

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Get Adobe Flash player

прейскурант на ремонт тракторов в санкт-петербурге

Гусеницы и пальцы для гусениц со склада в Санкт-Петербурге

Гусеницы для тракторов и спецтехники в Санкт-Петербурге

Rambler's Top100
Truck Region - каталог сайтов коммерческой техники!