Image not available
Image not available

ООО "Специализированное Снабжение"

(812) 384-68-94, (953) 159-2653
(812) 986-64-61

Сцепление трактора бульдозера ремонт и запасные части, корзина, диск ведомый ведущий


Глава 10
СЦЕПЛЕНИЯ

§ 1. Схема работы и устройство
Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя и
трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при
трогании трактора с места.
На тракторах используют фрикционное сцепление. Его работа основана
на использовании сил трения. В качестве трущихся поверхностей служат
диски, изготовленные из материала с высоким коэффициентом трения. В
зависимости от передаваемого вращающего момента необходимо
применять разное число трущихся элементов, поэтому сцепление может
быть одно-, двух- и многодисковым.
Устройство многодискового сцепления было рассмотрено ранее (см. гл.
9).
спецтракснаб Сцепление трактора бульдозера ремонт и запасные части, корзина, диск ведомый ведущий

Ведущий (нажимной) диск 1 (рис. 65) соединен с маховиком, а ведомый
3 посажен на валу сцепления. Маховик 4 выполняет одновременно
функцию ведущего диска.
Между нажимным диском 1 и кожухом 9 по окружности размещены
пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажимным диском и
маховиком. В результате трения, возникающего между ними, вращающий
момент передается от двигателя на вал сцепления.
Сцепление управляется механизмом выключения. Выжимной под-
шипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7. Подшипник
нажимает на внутренние концы рычажков 5, а наружные отводят нажимной
диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают,
нажимной диск под действием пружин 2 прижимает ведомый диск к
маховику — сцепление включается. Плавность включения обеспечивается
за счет начального проскальзывания дисков до момента полного прижатия
одного к другому. Сцепление описанного типа называют сухим, постоянно
замкнутым.
Однодисковое сцепление состоит из ведущих и ведомых
частей и механизма выключения.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

В ведущую часть сцепления входят
маховик 1 (рис. 66) двигателя и нажимной диск 10, а в ведомую — ведомый
диск 8 и вал 15.
Нажимной диск тремя выступами заходит в пазы опорного диска 7,
закрепленного на маховике болтами 9. На выступах нажимного диска
осями крепятся отжимные рычажки 6. Между опорным и нажимным
дисками установлены в стаканах двенадцать пружин 2, которые через
ведущий диск прижимают ведомый диск к маховику.
Ведомый диск состоит из ступицы 4, стального диска, двух при-
клепанных к нему фрикционных накладок и демпферных пружин, гасящих
крутильные колебания. Ведомый диск демпферными пружинами соединен
со ступицей 4, внутри которой нарезаны шлицы. Ступица надевается на
шлицы вала 15 трансмиссии и вращается вместе с ним.
Вращение ведомому диску передается под действием сил трения
маховиком и нажимным диском. При выключении сцепления ведомый
диск с валом останавливается.
Для быстрой остановки вала сцепление снабжено тормозком, который
уменьшает торцевое изнашивание зубьев шестерен коробки передач при их
переключении. Ведущий диск 20 тормозка с приклеенной фрикционной
накладкой жестко установлен на валу трансмиссии. Скользящий диск 21
тормозка установлен на шлицах неподвижного кронштейна. Управление
тормозком сблокировано с управлением сцепления. При его выключении
скользящий диск тормозка прижимается к ведущему и затормаживает вал.
В шлицах ступицы опорного диска 7 установлен трубчатый ведущий
вал 13 независимого привода вала отбора мощности (ВОМ). Он выполнен
заодно с двумя шестернями, поэтому на тракторе две скорости ВОМ.
Механизм привода ВОМ расположен в нижней части корпуса сцепления.
Двухдисковое сцепление в отличие от однодискового имеет
два ведомых и два ведущих диска: промежуточный 3 (рис. 67) и нажимной
2.
Сцепление, показанное на рисунке 67, а, однопоточное, поскольку оба
ведомых диска передают вращение на один вал, который одновременно
приводит в действие ведущий вал коробки передач и ВОМ.
Сцепление может быть двухпоточным (комбинированным). Оно
передает вращающий момент от коленчатого вала двигателя одновременно
ведущему валу коробки передач и ВОМ. Последний включается и
выключается независимо от положения главного сцепления.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Двухпоточное
сцепление (рис. 67, б) представляет собой сочетание двух однодисковых
сцеплений, каждое из которых имеет ведомые 4 и 6, ведущие 5 диски.
Оба сцепления имеют отдельные валы (один расположен внутри
другого), независимо действующие механизмы выключения.

§ 2. Механизм выключения
Механизм выключения сцепления может иметь механический,
гидравлический или пневматический приводы.
Механический привод. Основные элементы — педаль, выжимной
подшипник, вилки выключения сцепления и включения тор-мозка, рычаги
вилок и тяг.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Выжимной подшипник 4 (рис. 68, а) нажатием на педаль с
помощью тяги, рычага и вилки перемещается вперед, нажимает на
внутренние концы отжимных рычажков J, которые наружными концами
отводят нажимной диск от маховика, освобождая ведомый диск, -
сцепление выключается. Движение от рычага 8 передается через тягу 7 на
рычаг 5тормозка, и вал трансмиссии останавливается. Для включения
сцепления педаль отпускают, отжимные рычажки с выжимным
подшипником отходят назад, а нажимной диск под действием пружин
прижимает ведомый диск к маховику. При включенном сцеплении между
выжимным подшипником и отжимными рычажками должен быть зазор.
Для снижения усилия, прикладываемого водителем к педали,
механизмы выключения многих тракторов снабжены усилителями. В
качестве усилителя рассматриваемого сцепления применен механический
сервоусилитель. Он состоит из пружины и кронштейна с упорным болтом
10. В начале хода педали сцепления пружина сжимается, а затем,
разжимаясь, помогает полностью выключить сцепление.

Гидропривод. Основные элементы - гидроусилитель, бак
гидросистемы и гидронасос. Гидропривод можно представить себе, если
вместо тяги 9 сцепления установить гидроусилитель. В этом случае при
нажатии на педаль 1 переместится золотниковая втулка гидроусилителя,
которая направляет поток рабочей жидкости через вход А (рис. 68, б) от
гидронасоса на поршень гидроусилителя, действующий на рычаг 8
сцепления и выжимной подшипник 4. Сцепление выключается силой
давления рабочей жидкости. С другой стороны поршня жидкость выходит
в гид-робак. При включенном сцеплении гидронасос свободно перегоняет
рабочую жидкость из бака через гидроусилитель снова в бак.
Пневмопривод. Такой механизм состоит из пневмокаме-ры 12 (рис.
68, в), закрепленной на корпусе сцепления с левой стороны, и следящего
устройства. Его корпус 16 соединен через тягу 7 с педалью, а плунжер 15
— с рычагом 5. Если нажать на педаль сцепления, то тяга 7 переместит
корпус 16 следящего устройства по плунжеру, испытывающему
сопротивления со стороны рычага 5. Клапан 14, перемещаемый вместе с
корпусом, упрется в торец плунжера и откроется.
Сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан 14 поступит в
пневмокамеру и переместит шток 11, который, воздействуя на рычаг вилки,
выключит сцепление.
Если педаль остановить, то остановится и корпус 16. При перемещении
вперед плунжера 15 клапан 14 закроет соединительное отверстие, и
поступление сжатого воздуха в пневмокамеру прекратится.
При возвращении педали в исходное положение между клапаном 14 и
плунжером 15 образуется зазор. Сжатый воздух из пнев-мокамеры выходит
через отверстие 18 следящего устройства в атмосферу.
Гидро- и пневмоусилители широко применяют в механизмах уп-
равления тракторов. При их разнообразии по назначению и устройству
усилителям свойственно следящее действие.

§ 3. Техническое
обслуживание. Возможные
неисправности
Работоспособное состояние сцепления зависит от надежного и плавного
соединения ведущей и ведомой частей при включении и полного
разъединения при выключении.
Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо
быстро, а включать - плавно и без задержки в полувыключенном
положении.
При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости его
регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков
изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка
сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода
педали. Ему соответствует определенный зазор между отжимными
рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор (свободный
ход педали) устанавливают изменением длины тяги 9 (см. рис. 68, а)
сцепления. Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 7
тормозка и освобождают педаль 1 от воздействия пружины
сервоусилителя, ввернув в кронштейн до упора болт 10.
Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины
тяги 7 тормозка или регулировочной гайкой 17. При правильной
регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения
сцепления. Для этого педаль сцепления выжимают до конца, рычагом 5
сводят вплотную диски тормозка и устанавливают на место тягу 7
тормозка, отрегулировав ее длину.
При неодинаковом зазоре между всеми рычажками и выжимным
подшипником могут возникнуть перекос нажимного диска И ненормальная
работа сцепления. Равномерность зазора регулируют отвертыванием или
ввертыванием регулировочных винтов 2 при отпущенных контргайках.
При сборке сцепления регулировочными винтами устанавливают
определенное расстояние между отжимными рычажками 3 и ступицей
кожуха сцепления.
1. В процессе эксплуатации возможны следующие неисправности
сцепления (табл. 7).

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

 

Get Adobe Flash player

прейскурант на ремонт тракторов в санкт-петербурге

Гусеницы и пальцы для гусениц со склада в Санкт-Петербурге

Гусеницы для тракторов и спецтехники в Санкт-Петербурге

Rambler's Top100
Truck Region - каталог сайтов коммерческой техники!