Image not available
Image not available

ООО "Специализированное Снабжение"

(812) 384-68-94, (953) 159-2653
(812) 986-64-61

Коробка передач ремонт восстановление тракторов бульдозеров сельхозтехники спецтехники запчасти

Глава 11
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

§ 1. Общие сведения


Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости
движения трактора в зависимости от условий работы. С помощью КП
можно изменить направление движения .вперед или назад и отключить
работающий двигатель от трансмиссии при остановке.
Действие КП основано на том, что вращение от коленчатого вала
двигателя передается на ходовую часть через зубчатые шестерни с
определенным передаточным числом на каждой передаче.
Число, показывающее, во сколько раз изменяется частота вращения
ведомого вала по сравнению с ведущим или во сколько раз ведомая
шестерня больше (меньше) ведущей (по числу зубьев), называется
передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерен,
то общее передаточное число получается перемножением передаточных
чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче,

спецтракснаб коробка передач комбайна трактора

На рис. 69 показана
простейшая КП с тремя передачами переднего хода и одной задней. При
введении в зацепление самой малой шестерни, расположенной на ведущем
(первичном) валу 39 с самой большой шестерней на ведомом (вторичном)
валу 2, включается первая (низшая) передача. Частота вращения ведомого
вала будет наименьшей по сравнению с
частотой его вращения при зацеплении других пар шестерен, а вращающий
момент — наибольшим.
Подвижные шестерни (каретки) ведущего вала передвигаются рычагом
7 переключения передач через вилки 5, которые перемещаются вместе с
ползунами 9 или по ним как по направляющим. Для фиксации передачи и
для того, чтобы не было самопроизвольного переключения, предусмотрены
фиксаторы 8. Чтобы исключить одновременное передвижение двух
ползунов и включение двух передач, в КП расположена направляющая
пластина - кулиса 6.
При работе по возможности выбирают более высокую передачу для
большей экономичности работы двигателя и достижения высокой
производительности. Чем больше передач в КП, тем полнее используется
мощность двигателя при переменной нагрузке.
Передачи тракторов можно условно разделить на три группы: основные,
транспортные и замедленные.
Основные передачи (рабочего диапазона) соответствуют рабочим
операциям в полевых условиях при агрегатировании трактора с сель-
скохозяйственными машинами. У тракторов этим передачам соответствуют
скорости 5... 14 км/ч.
Транспортные передачи включают при перевозке грузов тракторными
поездами и переездах машинно-тракторного агрегата. У колесных
тракторов таким передачам соответствуют скорости 15...30 км/ч, у
гусеничных — около 15 км/ч.
Замедленные передачи необходимы для качественного выполнения
некоторых технологических процессов (работы с рассадопосадочными,
корнеклубнеуборочными и другими машинами), которые выполняют на
скоростях 0,6... 1,4 км/ч.
§ 2. Коробки передач с переключением при остановке
Коробка передач с продольным расположением валов.
спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Она состоит из корпуса 21 (рис. 70), первичного 7, промежуточного 19 и
вторичного 14 валов, механизма переключения передач и шестерен. Корпус
КП отлит из чугуна. Первичный и вторичный валы расположены соосно.
Вторичный вал вращается в роликовых подшипниках, а остальные
валы — в шариковых. Задний подшипник вторичного вала размещен в
стакане, который находится в задней стенке корпуса. Под фланец стакана
установлены регулировочные прокладки 72, с помощью которых
регулируют осевой зазор в конических подшипниках. Вторичный вал 14
изготовлен заодно с ведомой шестерней 7 первой ступени. Ее внутренние
зубья предназначены для включения прямой (девятой) передачи. На
шлицах вторичного вала неподвижно укреплены ведомая шестерня второй
ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи. В
торце вторичного вала расточено углубление, в которое запрессован
подшипник (задняя опора первичного вала). Промежуточный вал
выполнен пустотелым. Внутри его проходит вал 20 независимого привода
ВОМ. На шлицы промежуточного вала надет ряд шестерен. Первые четыре
шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены стопорным кольцом. Пятая
и шестая шестерни 18 свободно вращаются на ступице четвертой шестерни.
Седьмая и восьмая шестерни выполнены в виде передвижной каретки 17 и
могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двигаясь вперед, каретка
включает первую ступень редуктора, а при движении назад - вторую.
Первая ступень - первая, третья, четвертая и пятая передачи переднего хода
и первая передача заднего хода. Вторая ступень - вторая, шестая, седьмая,
восьмая передачи переднего хода и вторая передача заднего хода.
Ведущая шестерня 16 второй ступени с внутренними и наружными
зубьями. На ее торце, выступающем из КП, предусмотрены зубья для
синхронного привода ВОМ. Внутри шестерни находится игольчатый
подшипник - задняя опора промежуточного вала. Поэтому шестерня 16 и
промежуточный вал вращаются независимо. Шестерня опирается на два
шариковых подшипника, заключенных в стакане. Он установлен в
расточенное отверстие задней стенки корпуса коробки передач.
На шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих
шестерен. Движением передней каретки 2 вперед включают пятую или
восьмую передачи (в зависимости от включенной ступени редуктора, а
движением назад - четвертую или седьмую передачи).
Задняя каретка 3 может находиться в двух рабочих положениях. В
переднем положении она включает третью или шестую передачи, в заднем
— девятую (прямую) передачу.
спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

В среднем положении каретка 3 (см. рис. 70) передает вращение валу 11
(рис. 71) заднего хода, расположенному с левой стороны корпуса, с
помощью надетой на него шестерни 10. На шлицах вала 11 помещена
передвижная шестерня 12. Движением назад она включает первую или
вторую передачу переднего хода, а движением вперед - передачи заднего
хода.
Промежуточная шестерня 13 заднего хода вращается на неподвижной
оси и находится в постоянном зацеплении с малым венцом передней
шестерни, установленной на шлицах промежуточного вала 8. Задний ход
включают передвижением шестерни 12 вперед (влево по рис. 71). В
рассматриваемой КП устанавливают понижающий редуктор, а по заявке
заказчика - ходоуменынитель.
Понижающий редуктор размещен перед КП в корпусе
сцепления. Редуктор предназначен для понижения частоты вращения
каждой передачи в 1,3 раза. В него входят ведущая 1 и ведомая 4 шестерни
с зубчатыми венцами, соединительная (зубчатая) муфта J и блок 14
промежуточных шестерен. Редуктор включают передвижением
соединительной муфты вперед. Таким образом, при использовании
понижающего редуктора число передач КП удваивается.

 

Ходоуменьшитель смонтирован в отдельном корпусе и может
быть установлен на место левой крышки КП. Он представляет собой
планетарный редуктор. Ходоуменынителем пользуются только для
понижения первой и второй передач переднего и заднего ходов. Поэтому
для его привода используют вал 11 заднего хода. При включении
ходоуменыиителя шестерню 9 перемещают назад. В этом случае она -
ведущая шестерня ходоуменынителя, а шестерня 10 — ведомая. Во
избежание несчастных случаев необходимо помнить, что при работе с
ходоуменынителем при включении передач переднего хода трактор
движется назад, а при включении заднего хода - вперед.
При необходимости вместо ходоуменынителя с левой стороны КП
устанавливают привод 16 бокового ВОМ. На пропашных тракторах с
передними ведущими колесами на место правой крышки КП
устанавливают раздаточную коробку. Ведущей шестерней раздаточной
коробки служит шестерня 7.
На некоторых тракторах ходоуменьшитель собирают в отдельном
корпусе, который прикрепляют к передней стенке КП. Ходоуменьшитель
включают только на основных пониженных передачах специально для
низких скоростей, а не для получения больших тяговых усилий, так как это
может вызвать поломки механизмов трансмиссии трактора.
Механизм переключения передач состоит из рычага 10 (см.
рис. 70) переключения, ползунов 5 с вилками, замковых пластин и
фиксаторов. Каждая вилка переключения перемещает одну каретку.
Замковые пластины 6 предотвращают включение сразу двух передач.
Шариковые фиксаторы 8 удерживают ползуны и каретки от произвольного
перемещения.
Коробки передач некоторых тракторов снабжены механизмом
блокировки переключения передач, с помощью которого невозможно
переключать передачи без остановки вала главного сцепления. Благодаря
этому механизму уменьшается износ зубьев шестерен при переключении
передач и обеспечивается более надежная фиксация подвижных шестерен
коробки передач во время работы.
спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ Механизм блокировки состоит из фиксаторов 7 (рис. 72) и валиков 6,
соединенных через рычаги и тягу с педалью сцепления. Вдоль валиков
имеются выточки. Когда сцепление включено (положение 7), выточки на
валиках располагаются вбок (фиксаторы 7 не могут подняться из
углублений ползуна 2 и переместить его для переключения передач).
Чтобы включить нужную передачу, следует нажать на педаль сцепления.
Валик 6 повернется (положение II) на угол, при котором его выточка
расположится внизу (над фиксаторами). Затем надо установить нижний
конец рычага 5 переключения передач против ползуна и перевести его
вперед или назад (в зависимости от желаемой передачи).
На тракторах применяют блокировку пуска пускового двигателя или
электростартера. Пуск пускового двигателя выполняют только при
нейтральном положении рычага КП. В ее крышке установлены втулка с
выключателем и подвижная рамка.
Сущность блокировки заключается в том, что при перемещении рычага
из нейтрального положения рамка под действием рычага нажимает на
включатель, который замыкает первичную обмотку магнето на «массу».
Чтобы пустить пусковой двигатель, надо обязательно установить рычаг
переключения передач в нейтральное положение.
Коробка передач с поперечным расположением валов. При поперечном
расположении валов уменьшается длина КП, которую можно объединить с
механизмами заднего моста в единый агрегат, уменьшив габариты
трактора.
Отличительная особенность КП - реверс (обратный ход) на все
передачи.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Переместив зубчатую муфту 14 (рис. 73) реверса

вправо, включают передний ход на все передачи, а влево — задний ход.
На промежуточном валу 9 перемещаются по шлицам каретки 17 и 10, с
помощью которых можно получить три передачи. Эти передачи
удваиваются посредством удвоителя, который состоит из двух шестерен 18
и 6. Шестерня 18 свободно размещена на втулке и находится в постоянном
зацеплении с малой шестерней 2 главной передачи (дифференциала).
Передвижная шестерня 6 помещена на шлицах вторичного вала 20 и
может занимать два положения: левое при зацеплении с большой
шестерней 3 главной передачи и правое — с внутренними зубьями
шестерни 18. Такая КП снабжена замедленной передачей от второго диска
сцепления через приводной вал 13 и каретку 7 на шестерню 4 вторичного
вала.
Переключением шестерни 6 главной передачи можно получить две
замедленные передачи.
Разработаны механические КП с переключением передач посредством
синхронизаторов (синхронизированные КП) или гидравлического
механизма управления. Ведущие и ведомые шестерни находятся в
постоянном зацеплении, но вращающий момент передается на ведомые
шестерни только при их соединении с ведомым валом с помощью
синхронизаторов либо гидроподжимных муфт.
Диаграмма рабочих скоростей. Коробки передач многоступенчатые. Это
облегчает механизатору оптимально загрузить дизель, включив
соответствующую передачу. Если число рабочих передач достигает 18 и
дизель не загружен (на малоэнергоемких работах), то ему
сложно выбрать наиболее производительную и экономичную передачу
для конкретных условий работы.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Это можно видеть из диаграммы
скоростей (рис. 74). По ординате на диаграмме нанесены значения скорости
движения агрегата, а по абсциссе -значение частоты вращения коленчатого
вала. Сплошными линиями отмечены передачи трактора с включенным
редуктором
Из диаграммы видно, что при работе на скоростях 6...9 км/ч
механизатор
может выбрать ПЯТЬ различных передач с разной частотой вращения
коленчатого вала (определяемой по тахометру) на одной скорости
движения машинно-тракторного агрегата и только одна из передач будет
самая экономичная. Выбрав ее, механизатор может экономить в среднем до
10% топлива при той же производительности. Облегчить этот выбор
механизатору поможет сигнализатор загрузки двигателя (см. гл. 8 § 7).
§ 3. Раздаточная коробка. Промежуточные соединения
Раздаточная коробка служит для передачи вращающего момента от
вторичного вала на ведущие мосты колесного трактора повышенной
проходимости.
Раздаточная коробка универсально-пропашного
трактора. Она предназначена для привода переднего ведущего моста и
закреплена сбоку КП. С помощью раздаточной коробки передний мост
включается автоматически при буксовании задних колес.
Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый редуктор с
роликовой муфтой свободного хода.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

В корпусе на двух шариковых
подшипниках вращается вал 10 (рис. 75). На его шлицах установлены
внутренняя обойма 7 муфты свободного хода, передвижная шестерня 8
блокировки и фланец 9 карданного вала.
Шестерня раздаточной коробки изготовлена заодно с наружной обоймой
5 муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом и через
промежуточную шестерню 4 находится в постоянном зацеплении с
шестерней 3. Наружная обойма муфты свободного хода поворачивается
относительно внутренней обоймы на шариковых подшипниках. В
профилированных пазах наружной обоймы расположены заклинивающие
цилиндрические ролики 6. Частота вращения шестерни с наружной
обоймой 5 всегда пропорциональна частоте вращения задних колес, частота
вращения внутренней обоймы 7, соединенной с валом 10, — частоте
вращения передних ведущих колес. Передаточные числа переднего и
заднего мостов подобраны так, что при отсутствии буксования внутренняя
обойма вращается примерно в 1,06 раза быстрее, чем наружная обойма,
получающая вращение от КП. Поэтому в хороших дорожных условиях
передние колеса работают в ведомом режиме.
Если задние колеса начинают пробуксовывать, то частота вращения
передних колес и привода переднего моста замедляется, соответственно
уменьшается и частота вращения ведомой обоймы. При равных частотах
вращения наружной и внутренней обойм ролики 6 заклиниваются и весь
механизм начинает вращаться как одно целое, передавая вращающий
момент от КП передним ведущим колесам. Когда буксование задних колес
заканчивается, передний мост вновь автоматически отключается.
При заднем ходе и трогании трактора с места, когда необходимо
преодолеть большое тяговое сопротивление, или при переезде

через дорожные препятствия можно принудительно включать передний
ведущий мост, вводя передвижную шестерню блокировки в зацепление с
внутренним зубчатым венцом наружной обоймы рукояткой 2. Если
освободить тягу из стойки 7, то блокировка прекращается, так как пружина
13 возвращает тягу и передвижную шестерню в исходное положение.
Детали раздаточной коробки смазываются маслом, находящимся в корпусе.
Промежуточные соединения. При размещении одного агрегата от-
носительно другого на некотором расстоянии вращающий момент
передается через промежуточные соединения или карданные передачи. Они
служат для передачи вращающего момента от одного вала

другому, геометричесие оси которых могут не совпадать. Их обычно
устанавливают между валом сцепления и первичным валом КП.
По числу шарниров промежуточные соединения делят на одинарные (с
одним шарниром) и двойные (с двумя шарнирами и валом между ними). По
конструкции различают жесткие (состоящие из металлических деталей) и
мягкие — с упругими (резиновыми) рабочими элементами. В основном на
тракторах используют мягкие (упругие) промежуточные соединения. Они
обеспечивают возможность передачи вращающего момента при углах
между соединяемыми валами до 3°. Упругое двойное промежуточное
соединение состоит из двух эластичных соединений и составного теле-
скопического вала.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

В каждое такое соединение входят две крестообразно
расположенные вилки 4 (рис. 76), соединенные с размещенной между ними
головкой 3 кардана. Головка изготовлена из двух штампованных и
сваренных дисков с четырьмя цилиндрическими гнездами, в которые
запрессованы упругие морозостойкие резиновые втулки 1. В них
запрессованы стальные втулки, через которые проходят соединительные
болты 2.
Задняя вилка промежуточного соединения установлена на шлицы
ведущего вала КП, а передняя - на шлицы вала сцепления. Вилки
закреплены на валах гайками, навернутыми на резьбовые концы валов.
Средние вилки, образующие телескопический вал,

соединены шлицами, по которым они могут взаимно перемещаться в
осевом направлении.
Карданные передачи. Они предназначены для передачи вращающего
момента между агрегатами, оси валов которых могут смещаться при
движении. Их применяют главным образом на колесных тракторах для
соединения ведомого вала КП с валами раздаточной коробки и ведущих
мостов. Простая карданная передача состоит из карданных шарниров и
вала. Карданные шарниры обеспечивают угловое перемещение карданного
вала (до 24°), а свободные шлицевые соединения вилок карданного
шарнира с валом — изменение расстояния между шарнирами.
По числу шарниров на валу различают одинарные и двойные (с
карданами на обоих концах) карданные передачи.
Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб.
На их концах приварены вилки карданных шарниров (или с одной стороны
- вилка, а с другой - шлицевая втулка).
Наибольшее распространение получила карданная передача с жесткими
карданными шарнирами. Такой шарнир состоит из закрепленных на валах
двух вилок 5 и 7, а также шарнирно соединяющей их крестовины 6,
установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. На
шлифованные шипы крестовины надевают подшипники и закрепляют в
проушинах вилок стопорными пластинами или кольцами. Сальниковое
уплотнение препятствует вытеканию из подшипников масла, которое
нагнетают через масленку 11 и каналы в крестовине. Избыточное
количество масла выходит наружу через предохранительный клапан.
Шлицы средних вилок закрыты от загрязнения чехлом 9.
§ 4. Правила эксплуатации. Возможные неисправности
Работоспособное состояние КП характеризуется четким и бесшумным
включением передач, отсутствием подтекания масла, умеренным нагревом.
Передачи не должны произвольно выключаться на ходу.
Для увеличения срока службы КП необходимо правильно ее ис-
пользовать. Включать и выключать передачи с переключением при
остановке можно только при полностью остановленном тракторе. Если
включение передач затруднено вследствие совпадения торцов зубьев
сцепляемых шестерен, то следует повторным включением сцепления
провернуть ведущую шестерню при нейтральном положении рычага
переключения передач, после чего включить передачу. Рычаг
переключения передач надо перемещать плавно, без рывков.
При ТО-1 проверяют уровень масла в КП.
При ТО-2 регулируют механизм блокировки.
При сезонном техническом обслуживании меняют масло. Очищают
магниты пробок, промывают сапуны и фильтры. Масло заливают до
установленного уровня.

1. При регулировании механизма блокировки отъединяют тягу, со-
единяющую рычаг валика механизма блокировки с педалью сцепления.
Валик блокировки устанавливают углублениями вниз (ползуны должны
свободно передвигаться). Затем полностью выжимают педаль сцепления
и, отрегулировав необходимую длину тяги, соединяют педаль с рычагом
валика механизма блокировки переключения передач. В период
эксплуатации в КП могут возникнуть следующие неисправности (табл.
8).

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Get Adobe Flash player

прейскурант на ремонт тракторов в санкт-петербурге

Гусеницы и пальцы для гусениц со склада в Санкт-Петербурге

Гусеницы для тракторов и спецтехники в Санкт-Петербурге

Rambler's Top100
Truck Region - каталог сайтов коммерческой техники!