Image not available
Image not available

ООО "Специализированное Снабжение"

(812) 384-68-94, (953) 159-2653
(812) 986-64-61

Глава 16

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ремонт навесного оборудования тракторов

§ 1. Механизм навески и прицепное устройство
Навесная гидросистема состоит из механизма навески и гидропривода.
Механизм навески. Он смонтирован сзади трактора и служит для
присоединения к нему навесных и полунавесных орудий и их установки в
рабочее или транспортное положение. Трактор, оборудованный навесной
системой, с сельскохозяйственным орудием образуют навесной машинно-
тракторный агрегат. По сравнению с прицепным у него хорошая
маневренность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы,
относительно малая металлоемкость.

спецтракснаб Ремонт навесного оборудования для сельхотехники

На всех изучаемых тракторах механизм навески выполнен по единой
рычажно-шарнирной схеме. Он состоит из нижней 14 (рис. 102) и верхней 1
осей, закрепленных на раме трактора, верхней (центральной) тяги 4,
подъемных рычагов 3 и связанных с ними нижних продольных тяг 7.
На верхней оси свободно вращается полый вал, внутри которого с обеих
сторон запрессованы чугунные втулки. На шлицевых концах вала
установлены подъемные рычаги. На левом конце вала свободно помещен
поворотный рычаг 2 штока гидроцилиндра, который соединен
односторонней связью с левым подъемным рычагом 3.
При работе трактора с навесными орудиями, заглубляемыми
принудительно, поворотный рычаг штока и левый подъемный рычаг
жестко соединяют пальцем 75, вставляемым в отверстие А. Запрещается
вставлять палец в это отверстие при работе с машинами и орудиями, не
требующими принудительного заглубления (плугами, сеялками,
культиваторами и т.п.).
Навесное орудие присоединяют к концам нижних продольных тяг и
центральной тяги сферическими шарнирами. Если золотник

установлен в положение «Подъем», то поршень под давлением масла,
воздействуя на шток и поворотный рычаг, поворачивает вал вместе с
подъемными рычагами 3. Продольные тяги 7 с орудиями поднимают в
транспортное положение наружными рычагами с помощью раскосов.
Механизм навески при соответствующей наладке может работать по двух-
и трехточечной схемам присоединения орудия к трактору.
Двухточечную схему н а в е с к и дрименяют для работы с
плугами. Передние концы нижних продольных тяг закрепляют вместе на
центральной головке с помощью упора 13. Одну тягу крепят жестко, а
другую - шарнирно. Трактор с заглубленными в почву орудиями может
совершать повороты под углом до 20°.
Трехточечную схему навески используют при работе с
широкозахватными навесными орудиями - сеялками, культиваторами,
боронами. Навесные орудия располагают симметрично относительно оси
трактора. В отличие от механизма навески, изображенного на рис. 102,
поворотный рычаг 7 (рис. 103) расположен выше вала подъемных рычагов,
спецтракснаб Ремонт навесного оборудования для сельхотехники поэтому действие гидроцилиндра обратное.
При выдвижении штока 6 сельскохозяйственное орудие опускается.
Продольные тяги состоят из двух телескопически соединенных частей 4
и 10. Осевое перемещение задней части 10 продольной тяги относительно
передней составляет 80 мм. При этом облегчается надевание сферических
шарниров 1 на оси подвеса орудия. Прицепное устройство 13 закрепляют
на передней части 4 продольной тяги.
Для ограничения поперечных перемещений навесных орудий в
транспортном положении служат ограничительные цепи 11. Боковое
раскачивание навесного устройства по концам продольных тяг
должно быть не более 20 мм в каждую сторону. Натяжение ограни-
чительных цепей регулируют с помощью стяжки 12 цепи.
При работе с широкозахватными машинами болт, соединяющий раскос
3 с продольной тягой механизма навески, переставляют из отверстия в
прорезь А, предусмотренную в вилке 2 раскоса.
В механизме навески регулируют длину центральной тяги и правого
раскоса. Длину центральной тяги подбирают так, чтобы при опущенном
орудии носки передних и задних рабочих органов навесного орудия
(например, лемехов плуга) были на одной глубине. Если орудие наклонено
в бок, то его устанавливают в горизонтальное положение, изменяя длину
правого раскоса.
Для облегчения регулировки винтовой механизм правого раскоса может
быть выполнен в виде винтового механизма с шестеренным редуктором Р,
который состоит из пары цилиндрических шестерен 16. Длину раскоса
изменяют вращением рукоятки 75, которая шарнирно установлена на валу
ведущей шестерни. Механизм раскоса смазывают через пресс-масленку 14.
Для работы с прицепными машинами к продольным тягам крепят
прицепное устройство 13. Запрещается использовать в качестве прицепного
устройства центральную тягу механизма навески во избежание
опрокидывания трактора.
Автоматическая сцепка предназначена для соединения
сельскохозяйственной машины или орудия с трактором. Она состоит из

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
рамки 7 (рис. 104) и замка 6, приваренного к остову (раме)
сельскохозяйственной машины. Рамку устанавливают на задний механизм
навески. При навешивании машины на трактор рамку 7 опус-
кают вместе с механизмом навески. Трактор подают назад до захода рамки
в полость замка 6. После включения гидросистемы рамка поднимается и
машина автоматически навешивается на трактор. После полного входа
рамки в замок защелку закрывают для жесткой фиксации рамки 7 с замком
6.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Прицепное устройство. Его устанавливают при полностью поднятом
механизме навески. Оно состоит из прицепной скобы 2 (рис. 105), вилки J и
шкворня 5. Прицепная скоба закреплена болтами в бугелях 7, размещенных
на соединительных кронштейнах рамы.
В прицепной скобе расположены отверстия, в которых установлены
соединительные пальцы упряжной скобы. У симметричных прицепных
машин их вставляют в среднее отверстие. Если трактор в агрегате с
орудием во время работы самопроизвольно поворачивается вправо от
рабочей борозды, то соединительные пальцы с упряжной скобой
смещаются влево, и наоборот.
Вилку 3 соединяют с прицепной скобой обычно одним пальцем. При
этом снижаются потери мощности трактора на поворотах.
Гидрофицированный прицепной крюк используют для
работы трактора в агрегате с одноосными прицепами.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Крюк 4 (рис. 106) через тяги 3 соединяют с подъемными рычагами 9
механизма навески. Крюк связан с кронштейном шарниром и вместе с
ним закреплен болтами 7 к днищу корпуса заднего ведущего моста и
крышке ВОМ. На ось кронштейна установлены захваты 6. Рукоятка 1 расположена в кабине трактора. Верхнее положение 

рукоятки соответствует освобожденным захватам, нижнее - захватам под
нагрузкой. Крюк поднимают и опускают с помощью гидросистемы
трактора, воздействуя на рукоятку распределителя, управляющую
гидроцилиндром. Крюк фиксируют в рабочем положении захватами 6. Во
время работы трактора на транспортных работах груженый полуприцеп
через крюк дополнительно нагружает задние колеса трактора, в результате
чего возрастают сцепной вес трактора и его тяговое усилие.
Буксирное устройство служит для работы колесного трактора с
двухосными прицепами. Оно снабжено резиновым амортизатором.
Благодаря конструкции замка сцепления исключается самоотцепление
прицепа во время движения.


§ 2. Гидропривод

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Гидропривод предназначен для поднятия и опускания с места водителя
орудий, присоединенных к трактору. В гидропривод входят бак 2 (рис.
107), гидронасос 7, распределитель 3 (см. гл. 16, § 3) и гидроцилиндры 6.
Бак соединен металлическим трубопроводом со всасывающей камерой
насоса. Нагнетательная камера насоса трубопроводом сообщается с
распределителем. Рукоятка 5 золотника расположена в кабине. Благодаря
трехзолотниковому распределителю можно управлять раздельно
сельскохозяйственными машинами и орудиями,
расположенными сбоку, впереди и сзади трактора с помощью
гидроцилиндров, с которыми соединена нагнетательная полость
распределителя. Его сливная полость соединена с баком через фильтр.
Действие гидросистемы основано на использовании давления масла,
нагнетаемого гидронасосом в гидроцилиндр. Во время работы гидронасос
засасывает масло из бака и под большим давлением подает его к
распределителю. В зависимости от положения рукоятки распределителя
масло по маслопроводу /направляется в гидроцилиндр, поднимая или
опуская соединенное с ним орудие, или сливается в бак.
Универсально-пропашные тракторы оборудованы гидравлическим или
механическим догружателем ведущих колес. Он служит для увеличения
сцепного веса трактора и повышения его проходимости за счет навесного
орудия.
Составные части навесной гидросистемы соединены маслопроводами.
Маслопроводы низкого давления, связывающие бак с насосом и
распределителем, изготовлены из стальных труб. Маслопроводы высокого
давления, идущие от распределителя к гидронасосу и к гидроцилиндрам,
выполнены из жестких и гибких труб. Стенки гибких маслопроводов имеют
три слоя: наружный и

внутренний изготовлены из резины, средний — из металлической оплетки.
Запорное устройство соединительных муфт с самозапирающимися
клапанами служит для облегчения снятия и установки гидроцилиндров.

спецтракснаб запчасти для тракторов муфта гидропривод

Если запорное устройство разъединено, то шарики 3 (рис. 108, а) плотно
прижаты к гнездам пружинами.
При соединении левой и правой половин корпуса запорного устройства
накидную гайку 5 завертывают, а шарики 3, упираясь один в другой,
отходят от гнезд и освобождают проход маслу.

Маслопроводы, идущие к гидроцилиндрам, расположенным на
прицепных машинах, соединены разрывными муфтами, предохраняющими
шланги от разрушения при случайном отсоединении прицепного орудия.
Корпуса разрывной муфты в отличие от соединительной связаны
запорной втулкой 77 (рис. 108, б) с шариковыми фиксаторами 7. Выступая
из гнезд, шарики заходят в кольцевую канавку корпуса 4 и удерживают его
от разъединения с помощью запорной втулки, которая прикрывает их под
давлением пружины 9. Стакан установлен на прицепной машине с
помощью кронштейна 10.
При случайном отрыве прицепной машины от трактора шланги
натягиваются и перемещают обе половины корпуса муфты относительно
втулки 77 до выхода фиксирующих шариков из правой половины корпуса
муфты, после чего муфта разъединяется. Под действием пружин 6 шарики
прижимаются к конусной поверхности корпусов и препятствуют
вытеканию масла и попаданию грязи в шланги.
Для гидросистемы применяют моторные масла группы В: М-8В и МГЕ-
46В.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Бак. Он служит резервуаром для рабочей жидкости (масла) и состоит из
корпуса и крышки. Бак 10 (рис. 109) сварен из двух штампованных из
листовой стали половин. В верхней половине размещены заливная
горловина 5, масломерная линейка 4, сапун 6 и фильтр 2. Корпус бака
служит остовом основных агрегатов гидросистемы. К нему прикрепляют
сзади распределитель 9 и гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ), а снизу -
гидронасос 77 с приводом. В заливной горловине установлен сетчатый
фильтр.
Масломерная линейка 4 представляет собой стержень, на котором
нанесены метки: О — нижний уровень масла в баке; П — верхний уровень;
С — уровень масла при работе со стогометателем.
Фильтр очищает масло, поступающее в бак из системы. Он состоит из
сетчатых дисков, уложенных в пакет, и перепускного клапана 3. При
сильном загрязнении фильтрующих сеток шариковый клапан, преодолевая
давление пружины (около 0,3 МПа), открывается и перепускает
неочищенное масло в бак. Во время работы трактора масло просачивается
через сетки фильтрующих элементов, попадает в трубку с продольными
окнами и стекает в бак.
У некоторых тракторов фильтр и гидронасос расположены не в самом
баке, а отдельно и соединены с баком маслопроводом.
Гидронасос. Насосы, применяемые в гидросистеме тракторов,
шестеренные типа НШ-У (унифицированные) или НШ-К (круглые). Они
отличаются подачей и направлением вращения (указана буква «Л» в марке
насоса). Нельзя устанавливать насос левого вращения вместо правого и
наоборот. Однако у гидронасоса можно поменять вращение на обратное.
Подача насоса (в кубических сантиметрах на один оборот) обозначена
цифрой в марке насоса.


Шестеренные насосы гидросистемы одного типа независимо от подачи
одинаковы по устройству. Их рабочее давление высокое (до 20 МПа),
поэтому их детали изготавливают с большой точностью.
Каждый насос снабжен своим специальным устройством, которое
предотвращает утечку масла из нагнетательной полости во всасывающую.
Насос типа НШ-К состоит из корпуса 9 (рис. ПО) с крышкой h ведущей
6 и ведомой 8 шестерен, обойм 2 и 3 и уплотняющих деталей. Шестерни
насоса изготовлены заодно с валами. Длинный конец вала ведущей
шестерни выполнен со шлицами.
В корпусе насоса находятся две полости: всасывающая с входным 10 и
нагнетательная с выходным 11 отверстиями. Шестерни насоса
расположены между двумя полуцилиндрическими обоймами 2 и 3. Обойма
2 служит единой опорой для валов шестерен. Поджимная обойма под
действием усилия, развиваемого давлением масла в зоне нагнетального отверстия, поджимается к наружной 

поверхности зубьев шестерен, обеспечивая необходимый зазор между
зубьями и поверхностью обоймы.
В поджимной обойме заложены два плоских фигурных платика 7,
опирающихся на валы шестерен около их торцов с обеих сторон.
Платики под давлением со стороны нагнетательной полости под-
жимаются к торцам и наружной поверхности зубьев шестерен. Вал
ведущей шестерни уплотнен в корпусе самоподжимным сальником, а
разъем корпуса с крышкой - резиновым кольцом 4 круглого сечения. При
вращении шестерен масло из всасывающей (заборной) полости переносится
во впадинах из зубьев в нагнетательную полость (рис. 110, в).

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Шлицевой конец вала ведущей шестерни входит во внутренние
шестерни приводного вала 14 (см. рис. 109), установленного в корпусе бака
на двух шариковых подшипниках. На наружных шлицах приводного вала
помещена приводная шестерня 72 Она соединена с рычагом включения
насоса с помощью вилки и валика. Если рукоятка 7 зафиксирована в
нижнем пазу сектора (как показано на рисунке), то насос выключен. При ее
перемещении вверх валик и жестко закрепленная на нем вилка 13
переместят по шлицам приводную шестерню вперед и введут ее в
зацепление с промежуточной шестерней, расположенной в корпусе
трансмиссии. Во время работы двигателя вращение от промежуточной
шестерни трансмиссии передается через приводную шестерню 12 на
ведущую шестерню гидронасоса. Чтобы избежать поломок деталей
привода, насос включают в работу и выключают перед пуском двигателя.
При работе без гидросистемы насос нужно выключить.
Гидроцилиндры. Они предназначены для поднятия или опускания
сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной
гидроцилиндр в комплекте с механизмом навески. Выносные
гидроцилиндры комплектуют с гидрофицированными прицепными
орудиями на заводах.
Все гидроцилиндры конструктивно выполнены одинаково и раз-
личаются только размерами деталей. Цифра в марке обозначает внутренний
диаметр гидроцилиндра в миллиметрах. Рассматриваемые гидроцилиндры
двустороннего действия. Масло может нагнетаться под давлением как в
переднюю, так и в заднюю полость.

спецтракснаб гидроцилиндр тракторов ремонт заказ

Каждый гидроцилиндр состоит из корпуса 5 (рис. 111), пред-
ставляющего собой отрезок трубы с тщательно обработанной внутренней
поверхностью, и двух крышек 7 и 8, скрепленных с корпусом четырьмя
шпильками 6. В цилиндре находится поршень 4, в кольцевой канавке
которого установлено уплотняющее резиновое кольцо с прокладками из
пластика.
Поршень закреплен гайкой на стальном штоке 2, проходящем через
отверстия задней крышки гидроцилиндра и оканчивающемся головкой,
которую соединяют с подъемным рычагом механизма навески.

 



В расточке крышки смонтированы металлические чистики 12, которые
служат для снятия со штока грязи. В задней крышке гидроцилиндра
находятся клапан 9 регулирования хода поршня и два отверстия для
подвода и отвода масла. Принудительное движение поршня под давлением
масла возможно в обоих направлениях (двустороннее действие) в
зависимости от его положения на тракторе.
При подъеме орудия масло поступает через отверстие 75 по трубке J в
полость А. Под его давлением поршень со штоком перемещается вверх,
поднимая навесное орудие. Одновременно масло из полости Б вытесняется
поршнем к отверстию 16. В гидроцилиндре при опускании орудия масло
движется в обратном направлении, т.е. нагнетается через отверстие 16 в
полость Б. Чтобы уменьшить скорость опускания тяжелого орудия, в
отверстие 75 устанавливают штуцер 13 с замедлительным клапаном 14.
При опускании орудия клапан прижимается к штуцеру и масло выходит
только через малое отверстие.

Ход поршня регулируют перемещением упора 77 по штоку. При
установке упора вплотную к головке штока ход поршня максимальный. Для
уменьшения его хода упор перемещают по штоку вперед на необходимую
величину и закрепляют. При движении поршня вперед масло вытесняется
из отверстия 75 до тех пор, пока упор, перемещающийся вместе со штоком,
не нажмет на хвостовик клапана и не опустит его в гнездо. В этом случае
выход масла из нижней полости гидроцилиндра прекратится и поршень
остановится. Под действием масла клапан глубже войдет в гнездо, и между
хвостовиком клапана и упора образуется зазор 10... 12 мм. Во время
подъема масло выдавит клапан из гнезда и начнет поступать в нижнюю
полость гидроцилиндра. Если из-за утечки масла зазор между упором и
хвостовиком клапана меньше 10 мм, то следует отвести упор от хвостовика
клапана на 15...20 мм, иначе проход масла в нижнюю полость
гидроцилиндра будет перекрыт. У гидроцилиндра, изображенного на рис.
107, по сравнению с описанным полости подъема и опускания орудия
взаимно противоположны, поскольку гидроциливдры находятся на
тракторе в горизонтальном положении. При подъеме орудия поршень со
штоком втягиваются в цилиндр. В этом случае перемещением упора на
штоке регулируют подъем орудия.
§ 3. Распределитель
Распределитель направляет поток масла от гидронасоса в гидро-
цилиндры. Он автоматически переключает систему на холостой ход по
окончании опускания орудия, а также предохраняет ее от перегрузки.
На тракторах устанавливают трехзолотниковый распределитель с
независимой работой каждого золотника. Цифра в марке распределителя
означает максимальную пропускную способность, выраженную в литрах в
минуту.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Распределитель состоит из корпуса 6 (рис. 112), верхней и нижней
крышек, трех золотников, перепускного 10 и предохранительного 77
клапанов.
В корпусе распределителя имеются отверстия для золотников и каналы
для прохода масла. Главный подводящий канал А соединяется с насосом.
Отводные каналы 5 и 7, выходящие наружу попарно напротив каждого
золотника, соединяются с гидроцилиндрами. Причем масло, выходящее из
каналов, расположенных на уровне отлитой на корпусе буквы П, должно
поступить в цилиндр для подъема орудий. Напротив перепускного клапана
в корпусе распределителя находится сливной канал 2, который соединяется
с баком гидросистемы.
Золотники входят в отверстия корпуса с очень малым зазором. Каждый
золотник, управляя работой одного гидроцилиндра, может занимать четыре
положения. Золотники перемещают шарнирно со-

единенными с ними рычагами. При перемещении золотники определенным
образом располагаются выточками против соответствующих каналов в
корпусе. С наружными концами рычагов соединены рукоятки управления.
Среднее положение рукоятки - «Нейтральное». Ее перемещение вниз
соответствует положению «Подъем», вверх - «Опускание» и крайнее
верхнее положение — «Плавающее».


спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
«Подъем». В этом положении золотник кольцевой проточкой соединяет
нагнетальную полость А распределителя с отводным каналом Д и задней
полостью Ж (рис. 113, а) цилиндра. Одновременно другой кольцевой
проточкой золотник соединяет переднюю полость Е гидроцилиндра со
сливной полостью распределителя. Масло, нагнетаемое насосом, выходит
из отводного канала Д распределителя и направляется по шлангу в заднюю
полость гидроцилиндра, поднимая орудие. Из передней полости
гидроцилиндра оно вытесняется по шлангу в канал В распределителя и
сливается через крышку в бак.
«Опускание». В этом положении золотник соединяет с насосом канал В
(рис. 113, б) и масло нагнетается в переднюю полость Е гидроцилиндра,
перемещая поршень назад. Орудие принудительно опускается. Из задней
полости гидроцилиндра масло вытесняется поршнем по шлангу через канал
Д распределителя в бак.
«Нейтральное». В этом положении золотник перекрывает отводные
каналы. Масло в гидроцилиндре оказывается закрытым. Орудие
удерживается в определенном положении. Масло, нагнетаемое насосом в
канал А (рис. 113, в), вхолостую сливается в бак через перепускной клапан
3. Последний открывается благодаря калиброванному каналу Г, который
соединяет нагнетательный канал А со сливной полостью Б. Так как
давление под цилиндрическим пояском перепускного клапана будет ниже,
чем над ним, то клапан, преодолевая сопротивление своей пружины, под
давлением масла отойдет от седла вниз. Через образовавшуюся кольцевую
щель между клапаном и седлом все масло, нагнетаемое насосом, будет ухо-
дить в сливную полость и бак.
«Плавающее» (рис. 113, г). В этом положении насос тоже работает
вхолостую и масло идет через перепускной клапан в бак. Однако обе
полости гидроцилиндра сообщаются через распределитель, и поршень
может свободно перемещаться (плавать) под действием силы тяжести
навесного орудия, копирующего опорным колесом /Орельеф поля (см. рис.
107).
В рабочих положениях золотник фиксируется специальным уст-
ройством. Из положений «Подъем» и «Опускание» золотник возвращается
автоматически в положение «Нейтральное». Механизмы автоматического
возврата и фиксации смонтированы на верхнем конце золотника.
Фиксирующее устройство.
спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Оно состоит из шариков 6 (рис. 114, а и б),
втулки 4 и обоймы 5, в пазы которой могут входить шарики. При рабочих
положениях золотника втулка под действием пружины 8 конической
частью распирает шарики и удерживает их в крайних пазах обоймы. Другой
половиной шарики входят в гнезда золотника 1 и удерживают его в рабочем
положении.
Пружина 8 находится в сжатом положении и упирается через опорные
стаканы 9 одним концом в крышку распределителя, а другим — в золотник
7, стремясь перевести его в положение «Нейтральное» (по рисунку - вниз).
Механизм автоматического возврата. Он срабатывает после окончания
рабочих операций. Когда при подъеме или опускании орудия поршень
доходит до крышки гидроцилиндра, давление в нагнетательной полости
распределителя повышается до определенного значения (например, у
некоторых тракторов до 12,5... 13,5 МПа). Под действием возросшего
давления масло открывает шариковый клапан 13 (рис. 114, в) и,
воздействуя на плунжер 3, перемещает его вместе с втулкой 4 вверх.
Шарики фиксирующего устройства становятся свободными и под
действием пружины <? выходят из кольцевого паза обоймы. Золотник
перемещается в положение «Нейтральное». Шарики заходят в средний паз
обоймы.
Если механизм автоматического возврата не сработает, то начинает
действовать предохранительный клапан 11 (см. рис. 112), отре-
гулированный на большее давление, чем клапан механизма авто-
матического возврата золотника (например, на 18 МПа). В этом случае
сливная полость Б (см. рис. 113, в) перепускного клапана 3 соединяется с
основной сливной полостью через канал (на схеме его нет) и открытый
предохранительный клапан. Под давлением масла перепускной клапан
открывается благодаря каналу Г и пропускает масло через сливную полость
распределителя в бак.

Работа предохранительного клапана сопровождается характерным
шумом и перегревом масла, поэтому при неработающем механизме
автоматического возврата золотник необходимо перевести вручную в
положение «Нейтральное».
На пропашных тракторах, оборудованных гидравлическим регулятором,
механизм автоматического возврата из положения «Опускание» не
работает. В этом случае, работая с навесными орудиями, следует
использовать только положения рукояток распределителя «Подъем» и
«Плавающее». Запрещается устанавливать рукоятку в положение
«Опускание» при наличии регулятора и работе с навесными
почвообрабатывающими орудиями.

§ 4. Догружатели ведущих колес. Регуляторы
Догружатели служат для увеличения сцепного веса трактора, т.е.
нагрузки (силы), прижимающей ведущие колеса к почве. Их подразделяют
на механические и гидравлические.
Механический догружатель. Перераспределение нагрузок на
ведущие колеса трактора зависит от угла наклона верхней (центральной)
тяги механизма навески: чем он больше, тем больше сила, догружающая
ведущие колеса. Когда тяги механизма навески расположены
горизонтально, тяговое сопротивление орудия вызывает в нижних тягах
растягивающее, а в центральной тяге сжимающее усилие. При таком
навешивании орудия на ведущие колеса трактора действует его сцепной
вес, а на опорное колесо и рабочие органы орудия - масса орудия. Если

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
понизить точку крепления центральной тяги 1 (рис. 115) к трактору, то
сжимающее усилие Р в центральной тяге действует под углом вниз. При
этом появится сила Рв, которая дополнительно прижимает (догружает)
ведущие колеса трактора. Равная ей сила примерно настолько же уменьшит
массу орудия, действующую на опорное колесо и его рабочие органы. Вот
почему заводы-изготовители на корпусе заднего моста закрепляют
кронштейн 2 с расположенными по вертикали отверстиями, в которых
устанавливают передний конец центральной тяги 1 механизма навески.
Для тракториста ориентиром правильной настройки догружате-ля
служит опорное колесо, которое должно оставлять за собой едва заметную
колею. Недостаток механического догружателя заключается в том, что при
его использовании регулировка положения сельскохозяйственного орудия
или машины связана с остановкой МТА и перемещением центральной тяги
в другое отверстие, на что теряется много времени. Этот недостаток
отсутствует у гидравлического догружателя.
Гидравлический догружатель. С помощью него регулируют
догрузку ведущих колес во время движения трактора. При использова

нии гидродогружателя в гидроцилиндре создается небольшое давление,
уравновешивающее часть массы навешенного орудия, которая переносится
на задние ведущие колеса и одновременно немного разгружает передние
колеса. Тем самым увеличивается сцепной вес трактора.
Гидравлический догружатель состоит из гидроувеличителя сцепного
веса (ГСВ) и гидроаккумулятора, включенных в схему навесной системы
между распределителем и основным гидроцилиндром.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Гидроувеличитель сцепного в е с а установлен рядом с
распределителем и состоит из корпуса 12 (рис. 116, а), ползуна 7,
золотника 4 и трех клапанов: запорного 2, обратного 13 и предох-
ранительного 10. Рычагом 7 ползун можно установить в одно из трех
положений: «ГСВ включен», «ГСВ выключен», «Заперто».
Во всех трех положениях ползун фиксируется шариками фиксатора 77,
которые одновременно находятся в контакте с ползуном и обоймой,
прижатой к крышке корпуса пружиной. В положении «Сброс давления»
ползун может удерживаться только рукой тракториста, который полностью
перемещает рычаг ГСВ вниз.
В верхней части корпуса расположен золотник, который смещается
вперед (по рисунку — влево) под действием пружины 5.
Внутри золотника размещен предохранительный клапан 10 с пружиной.
Ее давление регулируется маховичком 6 одновременно с давлением
пружины золотника. Пружина предохранительного клапана подобрана так,
чтобы давление срабатывания клапана было всегда больше усилия
пружины золотника на 0,8... 1,5 МПа.
Рядом с золотником находится обратный клапан 13, который
пропускает поток масла из нагнетательной полости ГСВ к гидроак-
кумулятору и в гидроцилиндр.

 

Гидроаккумулятор 8 установлен на рукаве полуоси левого
колеса. Он состоит из тонкостенного кожуха, внутри которого расположены
цилиндр и поршень.
В положении «ГСВ включен» (рис. 116, б) ползун 1 сдвинут вправо (по
рисунку), а запорный клапан 2 открыт. Распределитель установлен в
положении «Подъем». Если гидроаккумулятор разряжен, то золотник 4 под
действием пружины 5 займет крайнее левое положение и перекроет выход
масла, идущего из распределителя по трубопроводу Г, на слив в
трубопровод Б и бак. Поступающее по трубопроводу масло под давлением
открывает обратный клапан 13 и направляется по трубопроводу А в
гидроаккумулятор 8 на его подзарядку и через клапан 2 и трубопровод В в
гидроцилиндр, обеспечивая подпор в его нагнетательной полости.
Нагрузка на опорное колесо орудия уменьшится, а масса орудия
переносится на ведущие колеса трактора, благодаря чему улучшается их
сцепление с грунтом. Подпор в гидроцилиндре (от 0,8 до 2,8 МПа) можно
увеличивать вращением маховичка регулятора давления против хода
часовой стрелки. Обычно маховичок завертывают до отказа на
максимальное давление подпора. Если опорное колесо орудия не копирует
рельеф почвы, то необходимо уменьшить давление, отвертывая маховичок
по ходу часовой стрелки. При вращении маховичок регулирует натяжение
пружины 5 золотника.
Когда давление в гидроаккумуляторе превысит давление пружины 5
золотника, масло переместит его назад вправо, а нагнетательная полость
сообщится со сливной. Масло из нагнетательной полости с этого момента
(не изображено на рисунке) поступает через сливную полость на слив в
масляный бак.
В положении «ГСВ выключен» (рис. 116, в) паз ползуна соединяет
распределитель напрямую с основным гидроцилиндром. Поток масла не
заходит внутрь ГСВ, так как ползун перекрывает входное отверстие. В этом
случае ГСВ не используют и навесная гидросистема работает по схеме,
рассмотренной в § 3 данной главы. Положение «ГСВ выключен»
тракторист использует для подъема орудия в конце гона. После подъема
орудия золотник распределителя автоматически устанавливается в
положение «Нейтральное».
При длительной транспортировке орудия рукоятку ГСВ ставят в
положение «Заперто». Основной гидроцилиндр отключается от гид-
росистемы, так как запорный клапан 2 (рис. 116, г) ГСВ закрывает выход
масла из гидроцилиндра благодаря тому, что толкатель 3 переместился
вверх в проточку на ползуне. Это исключает утечку масла из
гидроцилиндра по зазорам золотниковых пар распределителя и ГСВ. При
таком положении ползуна масло вытекает из гидроаккумулятора в сливную
полость ГСВ и щдроаккумулятор саморазряжается.
В положении «Сброс давления» (рис. 116, д) ползун сжимает пружину,
а шарики фиксатора 11 находятся на гладкой поверхности ползуна и не
фиксируют его. Полость гидроцилиндра сообщается со сливной полостью
распределителя. Это положение используют

для опускания поднятого орудия под действием собственного веса.
Например, при работе пахотного агрегата в начале гона тракторист
устанавливает рукоятку ГСВ в положение «Сброс давления» и удерживает
ее 2...3 с, пока рабочие органы орудия полностью не заглу-бятся.
Одновременно рукоятка распределителя повернется в положение
«Подъем».
Когда тракторист отпустит рукоятку управления ГСВ, ползун под
действием пружины переместится в положение «ГСВ включен».
Во время работы МТА (золотник распределителя находится в
положении «Плавающее» или применяют ГСВ) глубину обработки почвы
регулируют положением опорных колес орудия. Способ такого
регулирования называют высотным.
Силовой (позиционный) регулятор. Регулятор — это дополнительный
агрегат навесной гидросистемы.
На универсально-пропашных тракторах кроме высотного применяют
силовой и позиционный способы регулирования глубины обработки почвы.
Силовой способ применяют для автоматического поддержания в
необходимых пределах глубины обработки почвы через усилие в
центральной тяге механизма навески, соответствующее определенному
сопротивлению орудия.
Позиционный способ используют для автоматического
удерживания орудия в заданном положении (позиции) относительно остова
трактора независимо от тягового сопротивления.
Преимущество силового и позиционного способов заключается в том,
что отпадает необходимость в опорных колесах орудия и масса навесного
орудия передается на задние ведущие колеса трактора, увеличивая его
сцепной вес. Устройство для силового и позиционного регулирования
состоит из регулятора, датчиков и механизма управления. Рычаг 6 (рис.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
117) механизма управления регулятором расположен в кабине трактора.
На секторе 5 управления выделена зона регулирования. Во время работы
рычаг 6 устанавливают в определенном месте зоны в зависимости от
заданной глубины обработки. Перемещением рычага вперед увеличивают
заглубление орудия. При определенной глубине обработки максимальный
ход рычага устанавливают ограничителем 3.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Регулятор (рис. 118) соединен металлическими трубопроводами Д Г, Д9
Е и Же распределителем, ГСВ и нагнетательной полостью гидронасоса, а
шлангами А и Б высокого давления — с гидроцилиндром.
Датчик 22 силового регулирования расположен в кронштейне
центральной тяги 20 механизма навески. Усилие сжатия воспринимается
пластинчатой пружиной, а усилие растяжения - четырьмя цилиндрическими
пружинами.

Деформация пружин передается золотнику регулятора через поводок 23
и тягу 17 силового регулирования.
Датчиком позиционного регулирования служит поворотный рычаг 19
верхнего вала механизма навески, перемещение которого передается через
тягу 24 на золотник.
При силовом и позиционном способах регулирования основным
гидроцилиндром управляют только с помощью рычага 16 регулятора.
Рукоятку распределителя переводят в положение «Нейтральное», а
рукоятку ГСВ - в положение «ГСВ включен». Регулятор включают
рукояткой переключателя 13 на силовое или позиционное регулирование.
Затем устанавливают рычаг 16 управления в зону регулирования.
При силовом регулировании отклонение положения орудия по глубине
от заданного приводит к изменению его тягового сопротивле-

 

ния и, следовательно, изменению деформации пружин датчика 22 силового
регулирования. Сигнал через тяги 77, рычаг 72, винт 14 и гайку 10
передается на золотник 8 регулятора, который перемещается в ту или иную
сторону от положения «Нейтральное». В одном случае при перемещении
золотника полости 18 подъема гидроцилиндра соединяется со сливом —
происходит коррекция (исправление) на опускание, в другом - золотник
соединяет полость подъема гидроцилиндра с нагнетательным каналом, и
происходит коррекция на подъем. В обоих случаях движение поршня
гадроцилиндра 77автоматически направлено в сторону, соответствующую
исправлению отклонения фактического положения орудия по глубине от
заданного.
Силовой способ регулирования применяют при работе с орудиями,
имеющими большое сопротивление (например, с плугами) на полях с
равномерной плотностью почвы.
При позиционном регулировании отклонение положения орудия от
заданного вызывает перемещение поворотного рычага 19. Сигнал
передается на золотник, перемещение которого направлено, как и при
силовом регулировании, в сторону исправления положения орудия. Когда
орудие займет необходимое положение, золотник через тяти переместится в
положение «Нейтральное». Перепускной клапан распределителя
гидросистемы будет полностью открыт и поток масла от насоса через
распределитель направляется на слив в бак. Полость подъема
гидроцилиндра заперта золотником регулятора, и орудие находится в
заданном положении.
При работе машинно-тракторного агрегата в конце гона перед подъемом
орудия в транспортное положение рычаг 16 управления регулятором
устанавливают в положение «Подъем». В этом случае поворачивается винт
7 и гайка винта перемещает гильзу 4 влево. Трубопровод Д перекрывается,
давление масла в нем повышается, перепускной клапан распределителя
закрывается. Масло направляется в регулятор 7 от насоса по
трубопроводу В. Далее оно по выточкам в гильзе 4 и золотнике 8 силой
давления открывает клапан 7 и по трубопроводу А подается в
нагнетательную полость 18 гидроцилиндра 77. Из противоположной полости
цилиндра масло попадает по трубопроводу Б в полость золотника 8 и по
трубопроводу Е сливается в бак V. Плуг поднимается.
После окончания подъема орудия рычаг 16 управления отпускают. Под
действием пружины 3 он устанавливается в положение «Регулятор
выключен». Автоматический возврат происходит потому, что резьба на
гайках и винтах гильзы и золотника многозаходная несамотормозящая
(обратимая).
При длительных переездах трактора с навешенной машиной рычаг 16
фиксируют в положении «Регулятор выключен». Для увеличения
чувствительности датчика силового регулирования, когда тяговое
сопротивление навесных машин невелико, центральную тягу присоединяют
к верхнему отверстию серьги 27, увеличивая длину плеча рычага.

Позиционное регулирование трактора протекает аналогично. Но
рукоятку переключателя 13 отклоняют вправо до зацепления с рычагом 11.
Тогда винтом 14 золотника будет управлять датчик 22 по-зиционного
регулирования. Кран 15 ставят на максимальную степень коррекции,
повернув его ручку 10 (см. рис. 117) вперед по ходу трактора.
Позиционный способ используют при работе на ровных полях с
машинами, имеющими небольшое тяговое сопротивление (например,
разбрасывателями удобрений).
При высотном регулировании рукоятку управления регулятором
устанавливают на фиксатор в выключенное положение. В этом случае
регулятор не влияет на работу навесной гидросистемы, а управляет ею с
помощью распределителя и ГСВ.
По сравнению с высотным при силовом и позиционном способах
регулирования можно повысить производительность МТА и снизить расход
топлива на 10%, так как при этом уменьшается тяговое сопротивление
машины и буксование трактора.
§ 5. Валы отбора мощности и приводной шкив
Валы отбора мощности. Они предназначены для передачи мощности
двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных машин. Их
различают по месту расположения на тракторе, типу привода, частоте
вращения и способам управления.
Большинство тракторов оборудовано задним ВОМ, некоторые -
передним. Универсально-пропашные тракторы имеют задний и боковой
ВОМ.
По типу привода ВОМ подразделяют на несинхронные (зависимые,
независимые, полунезависимые) и синхронные. При несинхронном приводе
ВОМ получает вращение от коленчатого вала двигателя непосредственно
или через вал сцепления. ВОМ с зависимым приводом приводится во
вращение через вал сцепления и при выключенном сцеплении
останавливается.
ВОМ с независимым приводом получает вращение от
коленчатого вала двигателя через ведущую часть сцепления независимо от
его выключения. При полунезависимом приводе ВОМ вращается при
переключении передач, во время остановки, но не включается и
выключается при движении трактора. Такой ВОМ применяют при
двухпоточном сцеплении (см. рис. 67, б). У ВОМ с синхронным приводом
частота вращения изменяется при переключении передач пропорционально
скорости движения трактора.
Синхронный привод применяют на пропашных тракторах для
привода рабочих органов машин, скорость работы которых должна быть
согласована со скоростью движения трактора (например, навесных сеялок).
При синхронном приводе ВОМ получают вращение от ведомого вала
коробки передач.

Частота вращения ВОМ с синхронным приводом стандартизирована: 9
с1 (540 мин1) и 16,6 с1 (1000 мин1)- Она не зависит от передачи трактора и
постоянна при неизменной частоте вращения коленчатого вала. Хвостовики
ВОМ расположены на одной высоте от уровня опорной поверхности
трактора, но имеют разные шлицы: 8-шлицевый для 540 мин1 и 21-
шлицевый для 1000 мин1.
Частоту вращения двухскоростного независимого привода ВОМ
переключают с помощью поводка, установленного под днищем корпуса
сцепления, воздействующего на валик вилки 22 (см. рис. 66) включения
ВОМ. Вилка перемещает соединительную муфту 23, скользящую по
шлицам вала 7<? привода ВОМ. Своими наружными и внутренними
зубьями она может входить в зацепление с шестернями 24 или 25 привода
ВОМ второй и первой ступеней, которые помещены свободно: одна на
гладкой части вала 18, а другая - на ступице шестерни 25. Если ВОМ не
используют, то его выступающий конец закрывают колпаком,
штампованным из листовой стали или пластмассы.
Способы управления ВОМ бывают механические и гидравлические.
ВОМ с простым механическим управлением оборудуют
обычно с зависимым приводом. Он представляет собой корпус 2 (рис. 119),

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
в котором помещена пара цилиндрических шестерен. Ведомая шестерня 7
может перемещаться по шлицам вдоль вала. Ее включают в
зацепление с ведущей шестерней 4 только при полностью ос-
тановленном тракторе. Маслоподающая шестерня 6 помещена на под-
шипнике, установленном на ступице ведомой шестерни, и обеспечивает по-
дачу масла подшипникам ведущей шестерни при выключенном ВОМ.
Валы отбора мощности с независимым приводом можно включать и
останавливать при движении трактора с помощью гид

равлического способа управления или сложного механического привода
(через планетарный редуктор).

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
ВОМ с планетарным редуктором состоит из коронной и
солнечной 7 (рис. 120) шестерен, трех помещенных между ними сателлитов
10, водила 8 и двух тормозных барабанов с тормозными лентами.
Ступица солнечной шестерни 7 жестко соединена с тормозом 5,
свободно вращающимся на валу 6. Тормоз 11 соединен с водилом 8 через
оси сателлитов 10, а водило жестко связано с валом 6. В задний конец вала
установлен сменный хвостовик. Стальные ленты тормозных барабанов с
фрикционными накладками одним концом закреплены на неподвижной
оси, а другим соединены через регулировочные винты 3 с рычагом
управления ВОМ.
Если ВОМ выключен, то тормоз 5 (рис. 120, а) солнечной шестерни
опущен, а тормоз 11 водила затянут. Вал 6 неподвижен, а сателлиты 10
передают вращение от коронной шестерни на солнечную 7.
При включенном ВОМ тормоз 5 (рис. 120, б) солнечной шестерни
затянут, а тормоз 11 водила освобожден и сателлиты перекатываются по
неподвижной солнечной шестерне, а их оси приводят во вращение водило и
вал 6.
Крайнее верхнее и нижнее положения рукоятки 1 управления ВОМ
удерживаются усилием сжатой пружины 4

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Приводной вал планетарного механизма включают рычагом 2 (рис. 121),
действующим на зубчатую муфту 4.Чтобы включить синхронный привод
ВОМ, муфту передвигают в крайнее переднее положение (рис. 121), и ВОМ
получает вращение от вторичного вала КП через шестерню 1. При
независимом приводе заднего ВОМ муфту передвигают в крайнее заднее
положение и ВОМ получает вращение от двигателя через пару шестерен,
расположенных в корпусе сцепления, и вал 3. Когда трактор работает без
использования заднего ВОМ, муфту устанавливают в среднее положение.
Во всех трех положениях она удерживается пружинным фиксатором 6.
Синхронный привод ВОМ следует включать при выключенном сцеплении,
а независимый привод ВОМ - при остановленном двигателе.
Детали ВОМ смазывают маслом, находящимся в корпусах КП и заднего
моста.
Боковой ВОМ. На тракторе может быть установлен боковой ВОМ,
который облегчает привод механизмов сельскохозяйственных машин,
расположенных впереди и сбоку трактора. Боковой ВОМ устанавливают с
левой стороны КП вместо боковой крышки.
Приводной шкив. Его используют на стационарных работах для привода
различных сельскохозяйственных машин с помощью ременной передачи.
Приводной шкив обычно устанавливают на заднюю стенку корпуса заднего
моста. Он приводится во вращение от ВОМ и включается в работу рычагом
управления ВОМ. Плоскость приводного шкива должна быть параллельна
продольной оси трактора, чтобы можно было натягивать ремень
перемещением трактора относительно рабочей машины.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Механизм шкива представляет собой конический редуктор. Он
смонтирован в картере и состоит из корпуса 4 (рис. 122) и рукава 1. В
последнем на шариковых подшипниках вращается ведущая шестерня 3,
насаженная на шлицы хвостовика ВОМ. В корпусе шкива на двух
шариковых подшипниках установлена ведомая шестерня б, изготовленная
заодно с валом. Выступающий наружу хвостовик вала имеет шлицы, на
которые посажен шкив 7. Шкив жестко закреплен на валу гайкой. Под
фланцем стакана наружного подшипника и между совмещенными
фланцами корпуса и рукава установлены регулировочные прокладки 2, с
помощью которых регулируют зацепление конических шестерен.
Детали механизма приводного шкива смазываются разбрызгиванием
масла, находящегося в корпусе. Масло заливают через отверстия в корпусе
шкива до уровня контрольного отверстия.
Приводные шкивы некоторых тракторов располагают сбоку. В этом
случае шкив приводится во вращение от КП с поперечным расположением
валов.

§ 6. Возможные неисправности
Неисправности рабочего оборудования тракторов в основном
возникают в гидросистеме. Главные условия безотказной работы
гидросистемы — чистота рабочей жидкости и отсутствие подсоса воздуха.
При эксплуатации тракторов могут возникнуть следующие не-
исправности рабочего оборудования (табл. 13).


спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

Get Adobe Flash player

прейскурант на ремонт тракторов в санкт-петербурге

Гусеницы и пальцы для гусениц со склада в Санкт-Петербурге

Гусеницы для тракторов и спецтехники в Санкт-Петербурге

Rambler's Top100
Truck Region - каталог сайтов коммерческой техники!