Image not available
Image not available

ООО "Специализированное Снабжение"

(812) 384-68-94, (953) 159-2653
(812) 986-64-61

 

Электрооборудование тракторов бульдозеров сельхозтехники

 

Раздел V
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрическую энергию на тракторах применяют для пуска двигателя,
зажигания горючей смеси, звуковой и световой сигнализации, освещения,
питания контрольно-измерительных приборов и др.
Приборы, преобразующие различные виды энергии в электрическую,
называют источниками электрического тока, а потребляющие ее —
потребителями. Последние превращают энергию электрического тока в
другой вид энергии (механическую, световую, звуковую, тепловую).
Электрооборудование тракторов можно подразделить на следующие
группы:
источники электрической энергии: аккумуляторная батарея, генератор,
магнето;
потребители электрической энергии: стартер, фары и подфарники,
звуковой сигнал и сигнал поворота, электродвигатели вентилятора,
отопителя, а также дополнительное электрооборудование;
контрольно-измерительные приборы: амперметр, термометр, манометр,
сигнализаторы;
вспомогательные приборы: предохранители, выключатели и др.

 

Глава 18 ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ
§ 1. Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея предназначена для питания током по-
требителей, когда двигатель не работает или работает на малой частоте
вращения коленчатого вала. Она состоит из нескольких одинаковых по
устройству последовательно соединенных аккумуляторов.
Действие аккумулятора основано на последовательном превращении
электрической энергии в химическую (зарядка) и обратно — химической
энергии в электрическую (разрядка). На тракторах устанавливают
свинцовые кислотные аккумуляторные батареи.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Простейший свинцовый аккумулятор (рис. 126) состоит из пла-
стмассовой банки, в которую залит электролит 2 (раствор серной кислоты в
дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин. Поверхности пластин,
находящиеся в электролите, покрываются тонким слоем сернокислого
свинца (сульфатом свинца).
Процесс восстановления работоспособного состояния аккумулятора
путем пропуска через него постоянного электрического тока называют
зарядкой.
При прохождении постоянного электрического тока от постороннего
источника через аккумулятор в результате химической реакции на
пластине i, соединенной с положительным полюсом источника тока,
образуется перекись свинца, а на пластине 1, соединенной с
отрицательным полюсом источника тока, — металлический свинец в виде
рыхлой губчатой массы. В электролит выделяется серная кислота, которая
увеличивает его плотность. Лампочка, присоединенная к пластинам, после
зарядки загорается. Следовательно, накопившаяся в аккумуляторе при
зарядке химическая энергия при разрядке превращается в электрическую.
В конце разрядки обе пластины 4 превращаются в сернокислый свинец.

спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ
Аккумуляторная батарея состоит из бака 4 (рис. 127), разделенного
внутри перегородками на отделения. В каждом из них (банке) помещается
один аккумулятор. Бак изготавливают из кислотостойкой пластмассы или
эбонита. Он имеет на дне ребра 5, на которые опираются пластины. В
каждую банку помещен набор положительных 2 и отрицательных 1
пластин.
Пластины аккумулятора изготавливают в виде решеток, заполненных
активной массой — порошкообразным свинцом. Для увеличения запаса
энергии число парных пластин увеличивают. Количество электричества,
которое отдает полностью заряженный аккумулятор при непрерывном
разряде постоянной силой тока до определенного конечного напряжения,
называют емкостью аккумулятора. Ее измеряют в ампер-часах.
Положительные пластины соединены с полюсным штырем, имеющим
знак «+», а отрицательные - с полюсным штырем со знаком «-».
Положительная пластина расположена между отрицательными, поэтому
отрицательных пластин на одну больше, чем положительных. Пластины
разделены пористыми перегородками -сепараторами Р. Они изготовлены из
специально обработанного дерева, микропористой пластмассы или
стекловолокна. Сепараторы предотвращают короткое замыкание пластин и
свободно пропускают через себя электролит. Банку закрывают крышкой 5,
в которой предусмотрено отверстие для заполнения банки электролитом.

Заливное отверстие закрывается пробкой 5. В нем расположено вен-
тиляционное отверстие, сообщающее полость аккумулятора с атмосферой,
что необходимо для выхода газов, выделяющихся при химических
реакциях. После сборки батареи края крышек аккумуляторов заливают
специальной кислотостойкой мастикой.
На перемычках, соединяющих отдельные аккумуляторы, указаны дата
изготовления и марка батареи, например 6СТ-50ЭМ. Ее расшифровывают
следующим образом: 6 - число последовательно соединенных
аккумуляторов (номинальное напряжение батареи 12В); СТ - батарея
стартерная; 50 - номинальная емкость батареи в ампер-часах при 20-
часовом разрядном токе 2,5 А; Э — материал бака - эбонит; М — материал
сепараторов - микропористая пластмасса. Сухозаряженные батареи в конце
марки обозначают буквой 3. В них используют разные по составу
пластины. В отличие от заряженных их проще хранить без подзарядки.
Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать
трех лет.
Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и
дистиллированной воды. Кислоту и воду смешивают в кислотоупорных
сосудах. Кислоту льют тонкой струйкой в воду. В противном случае
кислота разбрызгивается и выплескивается из сосуда. При попадании на
тело возможны ожоги.
Соотношение кислоты и воды в электролите определяют по его
плотности. Плотность замеряют денсиметром (ареометром).

По плотности электролита определяют степень заряженности ак-
кумуляторной батареи. По мере разрядки аккумулятора плотность
электролита уменьшается (табл. 14). С большей точностью степень
заряженности батареи под нагрузкой определяют нагрузочной вилкой с
включенным сопротивлением. Наконечники нагрузочной вилки
поочередно плотно прижимают к зажимам аккумулятора на 5 с и
фиксируют показания вольтметра. В этом случае напряжение полностью
заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В.
Чтобы не допустить разрушения пластин, запрещается на про-
должительное время и много раз подряд включать стартер.
При установке на трактор выводной штырь батареи со знаком «—»
присоединяют к «массе» через выключатель, установленный в кабине.
«Массу» включают нажатием рукой или ногой на большой шток.
Отключают аккумуляторную батарею от электрической цепи малым
штоком.
§ 2. Генератор
На тракторах устанавливают трехфазные генераторы переменного тока.
Магнитный поток в таком генераторе создается обмоткой возбуждения, по
которой пропускается постоянный электрический ток. При пуске двигателя
постоянный ток используется от аккумуляторной батареи, а при работе
двигателя вырабатываемый генератором переменный ток преобразуется
выпрямителями в постоянный.


спецтракснаб запасные части тракторов статоры аккумуляторыГенератор представляет собой закрытую бесконтактную трехфазную
электрическую машину со встроенным выпрямителем и регулятором
напряжения. Генератор состоит из статора 2 (рис. 128), ротора 7,
выпрямителя 19 и регулятора 13 напряжения.
Статор собран из пластин, изготовленных из электротехнической стали.
Он имеет девять полюсов, на которые надеты катушки 3 обмотки статора.
Три последовательно соединенные катушки образуют фазу. Начало каждой
фазы соединено с концом следующей. Образуется соединение
«треугольник».
С обеих сторон к статору закреплены крышки 9 и 11, которые стянуты
болтами и образуют корпус генератора. На крышках отлиты лапы для
крепления генератора к двигателю. К передней крышке привинчена
стальная втулка 5, на которую надета катушка 4 обмотки возбуждения. Эта
обмотка питается постоянным током через выводы 16 и 17, выполненные в
пластмассовой колодке 20.
Вал ротора установлен в крышках на шариковых подшипниках
закрытой конструкции, которые не требуют дополнительного смазывания в
условиях эксплуатации. Ротор в поперечнике имеет вид шестилучевой
звезды. Пластины ротора набраны из листовой электротехнической стали.

Концы фаз обмотки статора соединены с выпрямителем. Диоды
выпрямителя запрессованы в пластины блока 19. Три диода обратной
проводимости соединены с «массой», а три диода прямой проводимости
имеют общий «+» и вывод к клемме 2, предназначенной для подключения
потребителей электрической энергии. Клемму Д используют для
подключения реле стартера.
Генератор приводится в действие ремнем через шкив, жестко
закрепленный на валу ротора. Вал ротора получает вращение от шкива
коленчатого вала или вентилятора с помощью ремня. Для натяжения ремня
используют планку, которую присоединяют к ушку 6. На валу ротора за
приводным шкивом помещена крыльчатка 7, которая гонит воздух через
отверстия в крышках и охлаждает выпрямитель, регулятор напряжения и
обмотки генератора.
Принцип работы бесконтактного генератора показан на рис. 129. Зуб
ротора и часть передней крышки образуют П-образный магни-топровод 4,
который вместе с втулкой 6, валом 5 и звездочкой 8 образуют магнитную
цепь. На магнитопроводе расположена обмотка статора, концы которой
через диоды 9 и 11 соединены один с
«массой», а другой с выводом В. К последнему подключены потребители и
начало обмотки возбуждения.
При работе генератора по обмотке возбуждения проходит постоянный
ток и звездочка намагничивается. Магнитные силовые линии пересекают
обмотку 10 статора в противоположных направлениях, наводя в ней пере-
менную ЭДС. Благодаря диодам образуется постоянный ток, который
питает потребители.
При пуске двигателя и малой частоте вращения обмотка возбуждения
питается от аккумуляторной батареи, а при повышении частоты вращения -
от выпрямленного тока генератора. Чтобы аккумуляторная батарея не раз-
ряжалась на обмотку возбуждения при неработающем двигателе, ее
отключают от «массы» выключателем 3.

§ 3. Система зажигания от магнето

Система зажигания пускового двигателя обособлена от других приборов
электрооборудования трактора, т.е. она автономная. Образование тока
низкого напряжения и преобразование его в ток высокого напряжения
происходят на пусковом двигателе на приборе, называемом магнето.
Устройство магнето. Корпус магнето изготовлен из
немагнитопроводного цинкового сплава. В нем смонтированы стальные

спецтракснаб запасные части тракторов статоры аккумуляторы

стойки 9 (рис. 130, а), выполненные в виде пакета отдельных листов.
Сверху на стойках установлен стальной сердечник 8.
Между стойками помещен ротор 10, который представляет собой
двухполюсный постоянный магнит, закрепленный на валу. Ротор вращается
в двух шариковых подшипниках.
На заднем конце вала ротора шпонкой закреплен кулачок 11
прерывателя. Прерыватель состоит из подвижного 5 и неподвижного 3
контактов. Неподвижный контакт закреплен на пластине, соединен с
первичной обмоткой и изолирован от «массы». Подвижный контакт
соединен с «массой» и прикреплен к рычажку с текстолитовым упором. С
наружной стороны он прижимается пружиной к неподвижному контакту.
На сердечнике имеются две обмотки: первичная 15 и вторичная 14, которые
образуют трансформатор.

Первичная обмотка выполнена из толстого провода и имеет небольшое
число витков. Одним концом она припаена к сердечнику, другим — к
контактной пластине, которая соединена «с массой» через контакты
прерывателя.
Вторичная обмотка изготовлена из тонкого провода с большим числом
витков. Один ее конец соединен с первичной обмоткой, другой - с
контактной пластиной и через провод 12 высокого напряжения с искровой
свечой 13 зажигания.
Схема работы. При вращении ротора (рис. 130, б и в) полюсы
магнита поочередно подходят к стойкам и в сердечнике трансформатора за
один оборот 2 раза появляется и исчезает магнитный поток, меняясь по
направлению и числовому значению. В результате пересечения магнитным
потоком витков первичной обмотки в них образуется ток низкого
напряжения (около 250 В). Он создает вокруг сердечника и вторичной
обмотки магнитное поле, которое достигает наибольшего значения при
повороте магнита на угол 8... 10° от вертикального положения, называемый
абрисом. В этот момент кулачок размыкает контакт прерывателя, цепь
первичной обмотки разрывается и ее магнитное поле исчезает, пересекая
витки вторичной обмотки и образуя в ней ток высокого напряжения (около
20 ООО В).
Под действием ЭДС в цепи высокого напряжения идет ток: по
вторичной обмотке 14 трансформатора, проводу 12 высокого напряжения,
искровому промежутку искровой свечи 13 зажигания на «массу» и через
первичную обмотку 75 возвращается во вторичную обмотку.
Чтобы уменьшить искрение и обгорание контактов прерывателя от тока
самоиндукции, надо параллельно им подключить конденсатор 16.
Для выключения зажигания в магнето расположен выключатель 77,
который может замыкать цепь первичной обмотки на «массу», минуя
прерыватель.


§ 4. Техническое обслуживание. Возможные неисправности
Обслуживание аккумуляторных батарей. Работоспособность
аккумуляторной батареи определяют прокручиванием с помощью стартера
коленчатого вала с частотой вращения, обеспечивающей пуск двигателя, ее
нормальной зарядкой от генератора, отсутствием быстрого саморазряда и
механических повреждений. Условия надежной работы аккумуляторной
батареи — достаточный уровень электролита, его определенная плотность и
постоянная заряженность.
Во время работы двигателя аккумуляторная батарея должна постоянно
подзаряжаться от генератора определенной силой зарядного тока. При
избыточном заряде электролит выплескивается из батарей и его уровень
быстро понижается, а активная масса пластин разрыхляется и
выкрашивается.
При ТО-1, но не реже 2 раз в месяц, батареи очищают от пыли,
окислившиеся наконечники проводов зачищают, их неконтактные

поверхности смазывают техническим вазелином, наконечники плотно
закрепляют на штырях батареи.
Уровень электролита проверяют в каждом аккумуляторе, он должен
быть на 12... 15 мм выше уровня пластин. В противном случае доливают
только дистиллированную воду. Электролит доливают в случае его утечки.
Прочищают отверстия в пробках и протирают крышки чистой ветошью,
смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды.
При ТО-2, но не реже 1 раза в квартал, проверяют плотность
электролита.
При хранении тракторов аккумуляторные батареи снимают и сдают на
склад.
Обслуживание генераторной установки. Работоспособность
генераторной установки характеризуется нормальным зарядом аккумуля-
торной батареи и работой подключенных к ней потребителей. При средней
частоте вращения коленчатого вала двигателя включение фар не вызывает
отклонения стрелки амперметра в сторону разрядки.
Техническое обслуживание генераторной установки сводится к
наружной очистке, проверке крепления, соединений проводов, натяжению
приводного ремня.
При ТО-2 проверяют натяжение ремня привода генератора и соединение
проводов с выводами.
При сезонном обслуживании винт посезонной регулировки напряжения
устанавливают в соответствующее сезону положение: «Лето» или «Зима».
Меры безопасности и возможные неисправности. При
попадании кислоты на кожу место поражения необходимо промыть сначала
водой, а потом 10%-ным раствором нашатырного спирта.
При обслуживании генератора запрещается:
промывать генератор струей воды и топливом;
проверять исправность схемы мегаомметром и «на искру».
Перед регулированием зазора между контактами прерывателя не-
обходимо проверить состояние их рабочих поверхностей. Контакты могут
загрязниться, замаслиться или обгореть. Загрязненные и за-масляные
контакты следует очистить замшей, смоченной в бензине.
Обгоревшие контакты зачищают стеклянной наждачной бумагой или
надфилем толщиной не более 1 мм. Перед зачисткой контакты полностью
разводят или снимают. Поверхности зачищенных контактов должны быть
параллельными и плотно соединяться.
Нормальный зазор между полностью разомкнутыми контактами
прерывателя 0,25...0,35 мм.
Зазор между контактами регулируют следующим образом.
Приводной валик прерывателя-распределителя (или ротор магнето)
поворачивают в такое положение, при котором кулачок полностью разведет
контакты прерывателя. Ослабляют отверткой стопорный винт 4 (см. рис.
130) и регулируют зазор между контактами, медленно поворачивая винт-
эксцентрик 7. Зазор замеряют

ленточным щупом. После установки требуемого зазора завертывают
стопорный винт до отказа.
Зажигание на пусковом двигателе устанавливают с
опережением на 27° до прихода поршня в в.м.т., для чего поршень
устанавливают в в.м.т., пользуясь стержнем, опущенным в отверстие для
свечи. Повернув коленчатый вал в направлении, противоположном его
рабочему вращению, поршень располагают на 5,8 мм ниже в.м.т. с
помощью отметок на стержне. Затем ротор магнето поворачивают до
момента начала размыкания контактов прерывателя и соединяют магнето с
приводом. Уточняют момент начала размыкания контактов прерывателя
поворотом корпуса магнето в пределах овальных отверстий на фланце и
закрепляют его.
При эксплуатации источников электрической энергии могут возникнуть
следующие неисправности (табл. 15).


спецтракснаб запчасти для тракторов сельхозтехники бульдозеров ремонт тракторов спецтехники Т-16, Т-25, Т-40, Т-130, Т-170, Т-150, ТДТ-55, МТЗ-82, МТЗ-1221, ДТ-75, ЮМЗ

 

Get Adobe Flash player

прейскурант на ремонт тракторов в санкт-петербурге

Гусеницы и пальцы для гусениц со склада в Санкт-Петербурге

Гусеницы для тракторов и спецтехники в Санкт-Петербурге

Rambler's Top100
Truck Region - каталог сайтов коммерческой техники!